Смотрите Музыковедение.
Все имеет свою историю, и музыка тоже. Но если области человеческой деятельности, запечатленные в материальных предметах, в письменных источниках — более податливы для изучения, то отзвучавший звук — явление, которое до начала XX века было неуловимым. Как же воссоздать историю музыки?
По нотным записям? Да, разумеется. Все, что записано на протяжении последнего тысячелетия, то главным образом и изучается. Ну, а как быть с историей музыки многих предыдущих тысячелетий? Была ли музыка, есть ли что изучать?
Музыка-то была, а изучать нечего. То есть изучать можно то, что свидетельствует о том, что музыка была: инструменты, литературные памятники, упоминающие музыку, изображения древних музыкантов. Но, конечно, всего этого слишком мало, чтобы получить представление о самой музыке. Трудно, но не безнадежно, считают некоторые современные ученые, раскрыть тайну ушедших звуков. Ведь реконструируют же древние языки, не оставившие письменности. Совершаются попытки восстановить и древнюю музыку.
Существует самый полный, могучий, живой хранитель древней музыки — фольклор, народное музыкальное творчество. Из поколения в поколение, из века в век вместе с языком, обычаями, народным характером передаются песни пра-прародителей. Изучение фольклора — один из главных разделов истории музыки.
В целом же научный предмет истории музыки включает в себя самые разнообразные аспекты. Например, историю музыки отдельных стран или отдельных эпох, отдельных жанров или отдельных авторов.
М. Г. Рыцарева