Бельгийский балет
Города Фландрии и Брабанта (на территории совр. Бельгии) славились с 14 в. празднествами, в которых участвовали мимы и жонглёры. Особым богатством они отличались в Брюгге, Брюсселе, Лувене, Генте, Антверпене, где в 15–16 вв. т. н. «камер-риторы» организовывали театр. представления с танцами. Дальнейшее развитие танец получил в придворных празднествах, маскарадах, интермедиях. В 17 в. они приняли характер оперно-балетных постановок, близких французским.
В 1700 в Брюсселе был открыт «Театр де ла Монне». Постоянная труппа, включавшая танцовщиков, работала с 1705. На протяжении 18 в. репертуар состоял главным образом из опер и балетов франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, А. Детуша и др.), пост. гл. образом франц. и итал. балетмейстерами. В 70-х гг. 18 в. мн. спектаклей пост. балетм. Сен-Леже, в «Театре-де ла Монне» выступали артисты с мировым именем (О. Вестрис и др.).
С 1817 балетная труппа (50 человек) стала постоянной, её возглавляли балетм. Э. Юс и Удар, ведущей танцовщицей была Лесюэр. Большое значение имела деятельность балетм. Ж. А. Петипа, поставившего в 1819–35 и 1841–43 мн. балетов бельг. композиторов, а также Ф. Герольда и Ж. Шнейцхоффера. Он приглашал на гастроли М. Тальони, Ф. Эльслер, Ф. Черрито, К. Гризи и др., организовал в 1826–27 Консерваторию танца. В 30-х гг. балетмейстерами были Бартоломен, затем Аньель.
В 1855 театр сгорел, с 1858 после открытия нового здания труппой руководил Деплас; среди спектаклей этих лет «Фауст» Дж. Паниццы. В 60-70-х гг. балетм. были Э. Юс-младший, в 1871 — Й. Хансен, поставивший «Коппелию», с 1872 — Л. Петипа, осуществивший пост. балета «Гретна Грин» Гиро и др. балеты. В 50-70-х гг. ставились балеты композиторов Бернье, Фьеве, Жюстамана, К. Мири, Туреза, О. Стумона, Ш. Ж. Хансена-младшего. В 80-90-х гг. балетмейстерами были Ф. Хансен, Пуаньи и Лаффон; в числе спектаклей — «Незабудка» Флона (1886), «Миленка» Блокса (1888), «Смилис» Дюбуа (1891), «Фарфалла» Стумона (1894), балеты композиторов Э. Матьё, Х. М. Бальтазара-Флоранса и др.
В нач. 20 в. труппа «Театра де ла Монне» насчитывала 65 человек, работали балетм. Дж. Дж. Саракко и Ф. Амброзини, в труппу приглашали К. Брианца и др. известных артистов. Были поставлены балеты: Ж. Дауверинса (в т. ч. «Когда убежали кошки», 1908), «Истар» д’Энди (1913), «Ночная бабочка» де Бёка (1914).
После 1-й мировой войны в «Театре де ла Монне» балетм. была М. Кук, в 30-40-х гг. балетмейстеры (чаще французы) постоянно менялись. После 2-й мировой войны большое значение имела деятельность Ж. Ж. Эчевери. Он поставил в 1953 для фестиваля в Ангьене (Эдинген) балеты «Гаварни» Бюссе, «Тайные сады» Шмитта, «Пелеас и Мелизанда» на муз. Форе, в 1953–59 в «Театре-де ла Монне» балеты: «Бал воров» Нюссио (на сюжет Ж. Ануя), «Парижские балы» на муз. неск. бельг. композиторов, «Кандид» Бранта, «Мане» на муз. Дебюсси, «Маска красной смерти» Йонгена и др. Ведущей танцовщицей была Д. Лага.
Значит. событием в театр. жизни Брюсселя было приглашение в 1960 франц. балетм. М. Бежара. Его балет «Весна священная» был показан в 1959 с участием артистов его труппы Балетный театр Парижа и трупп «Театра-де ла Монне», Балет Мишковича и «Уэстерн тиэтр балле». На этой основе Бежар организовал в Брюсселе новую труппу Балет XX века, которая базируется в «Театре-де ла Монне», но выступает и в др. помещениях и на открытых площадках. Её репертуар состоит главным образом из балетов Бежара. Труппа объединила артистов разных национальностей, она постоянно выступает за пределами Бельгии и получила широкую междунар. известность. Бежар организовал в Брюсселе также Европейский центр усовершенствования и науч. исследований для исполнителей (под назв. «Мудра»), ученики которого выступают с самостоят. спектаклями.
Кроме Брюсселя, артисты балета работали в разное время в оперных театрах Антверпена, Гента, Монса, Шарлеруа и Вервье. Некоторую самостоятельность приобрела в 20-30-е гг. 20 в. труппа Королевской фламандской оперы в Антверпене под рук. С. Корти, которая осуществила новую ред. нац. балета «Миленка» Блокса.
Особое значение для развития балета во Фландрии имела деятельность Ж. Брабан. Она начала ставить спектакли в 1939 в Танцевальном ансамбле Брабан. После 2-й мировой войны работала в Королевской фламандской опере, а в 1969 создала Балет Фландрии, которым руководит совм. с А. Леклером. В 1941 Брабан организовала вместе с отцом школу в Антверпене, которая стала в 1951 школой Королевской фламандской оперы, затем Балета Фландрии.
В Монсе в 1945–56, в Шарлеруа в 1956–59 работала балетм. Х. Вос, организовавшая в 1959 «Балле де Эно», а на его основе в 1966 Балет Валлонии. Балет Фландрии и Балет Валлонии — многонац. труппы, репертуар которых состоит главным образом из постановок их руководителей. Первая труппа исполняет также балеты известных совр. балетмейстеров (Н. де Валуа, Б. Кульберг, Р. ван Данцига, Х. ван Манена), вторая — также балеты классич. наследия в совр. редакциях и спектакли кубин. хореографов Х. Лефебра и Х. Пареса, немецких — Т. Шиллинга и П. ван Дийка.
Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.