Бельгийский балет

Бельгийский балет

Города Фландрии и Брабанта (на территории совр. Бельгии) славились с 14 в. празднествами, в которых участвовали мимы и жонглёры. Особым богатством они отличались в Брюгге, Брюсселе, Лувене, Генте, Антверпене, где в 15–16 вв. т. н. «камер-риторы» организовывали театр. представления с танцами. Дальнейшее развитие танец получил в придворных празднествах, маскарадах, интермедиях. В 17 в. они приняли характер оперно-балетных постановок, близких французским.

В 1700 в Брюсселе был открыт «Театр де ла Монне». Постоянная труппа, включавшая танцовщиков, работала с 1705. На протяжении 18 в. репертуар состоял главным образом из опер и балетов франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, А. Детуша и др.), пост. гл. образом франц. и итал. балетмейстерами. В 70-х гг. 18 в. мн. спектаклей пост. балетм. Сен-Леже, в «Театре-де ла Монне» выступали артисты с мировым именем (О. Вестрис и др.).

С 1817 балетная труппа (50 человек) стала постоянной, её возглавляли балетм. Э. Юс и Удар, ведущей танцовщицей была Лесюэр. Большое значение имела деятельность балетм. Ж. А. Петипа, поставившего в 1819–35 и 1841–43 мн. балетов бельг. композиторов, а также Ф. Герольда и Ж. Шнейцхоффера. Он приглашал на гастроли М. Тальони, Ф. Эльслер, Ф. Черрито, К. Гризи и др., организовал в 1826–27 Консерваторию танца. В 30-х гг. балетмейстерами были Бартоломен, затем Аньель.

В 1855 театр сгорел, с 1858 после открытия нового здания труппой руководил Деплас; среди спектаклей этих лет «Фауст» Дж. Паниццы. В 60-70-х гг. балетм. были Э. Юс-младший, в 1871 — Й. Хансен, поставивший «Коппелию», с 1872 — Л. Петипа, осуществивший пост. балета «Гретна Грин» Гиро и др. балеты. В 50-70-х гг. ставились балеты композиторов Бернье, Фьеве, Жюстамана, К. Мири, Туреза, О. Стумона, Ш. Ж. Хансена-младшего. В 80-90-х гг. балетмейстерами были Ф. Хансен, Пуаньи и Лаффон; в числе спектаклей — «Незабудка» Флона (1886), «Миленка» Блокса (1888), «Смилис» Дюбуа (1891), «Фарфалла» Стумона (1894), балеты композиторов Э. Матьё, Х. М. Бальтазара-Флоранса и др.

В нач. 20 в. труппа «Театра де ла Монне» насчитывала 65 человек, работали балетм. Дж. Дж. Саракко и Ф. Амброзини, в труппу приглашали К. Брианца и др. известных артистов. Были поставлены балеты: Ж. Дауверинса (в т. ч. «Когда убежали кошки», 1908), «Истар» д’Энди (1913), «Ночная бабочка» де Бёка (1914).

После 1-й мировой войны в «Театре де ла Монне» балетм. была М. Кук, в 30-40-х гг. балетмейстеры (чаще французы) постоянно менялись. После 2-й мировой войны большое значение имела деятельность Ж. Ж. Эчевери. Он поставил в 1953 для фестиваля в Ангьене (Эдинген) балеты «Гаварни» Бюссе, «Тайные сады» Шмитта, «Пелеас и Мелизанда» на муз. Форе, в 1953–59 в «Театре-де ла Монне» балеты: «Бал воров» Нюссио (на сюжет Ж. Ануя), «Парижские балы» на муз. неск. бельг. композиторов, «Кандид» Бранта, «Мане» на муз. Дебюсси, «Маска красной смерти» Йонгена и др. Ведущей танцовщицей была Д. Лага.

Значит. событием в театр. жизни Брюсселя было приглашение в 1960 франц. балетм. М. Бежара. Его балет «Весна священная» был показан в 1959 с участием артистов его труппы Балетный театр Парижа и трупп «Театра-де ла Монне», Балет Мишковича и «Уэстерн тиэтр балле». На этой основе Бежар организовал в Брюсселе новую труппу Балет XX века, которая базируется в «Театре-де ла Монне», но выступает и в др. помещениях и на открытых площадках. Её репертуар состоит главным образом из балетов Бежара. Труппа объединила артистов разных национальностей, она постоянно выступает за пределами Бельгии и получила широкую междунар. известность. Бежар организовал в Брюсселе также Европейский центр усовершенствования и науч. исследований для исполнителей (под назв. «Мудра»), ученики которого выступают с самостоят. спектаклями.

Кроме Брюсселя, артисты балета работали в разное время в оперных театрах Антверпена, Гента, Монса, Шарлеруа и Вервье. Некоторую самостоятельность приобрела в 20-30-е гг. 20 в. труппа Королевской фламандской оперы в Антверпене под рук. С. Корти, которая осуществила новую ред. нац. балета «Миленка» Блокса.

Особое значение для развития балета во Фландрии имела деятельность Ж. Брабан. Она начала ставить спектакли в 1939 в Танцевальном ансамбле Брабан. После 2-й мировой войны работала в Королевской фламандской опере, а в 1969 создала Балет Фландрии, которым руководит совм. с А. Леклером. В 1941 Брабан организовала вместе с отцом школу в Антверпене, которая стала в 1951 школой Королевской фламандской оперы, затем Балета Фландрии.

В Монсе в 1945–56, в Шарлеруа в 1956–59 работала балетм. Х. Вос, организовавшая в 1959 «Балле де Эно», а на его основе в 1966 Балет Валлонии. Балет Фландрии и Балет Валлонии — многонац. труппы, репертуар которых состоит главным образом из постановок их руководителей. Первая труппа исполняет также балеты известных совр. балетмейстеров (Н. де Валуа, Б. Кульберг, Р. ван Данцига, Х. ван Манена), вторая — также балеты классич. наследия в совр. редакциях и спектакли кубин. хореографов Х. Лефебра и Х. Пареса, немецких — Т. Шиллинга и П. ван Дийка.

Е. Я. Суриц
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Бельгийская музыка

реклама

вам может быть интересно

Немецкая музыка Национальные культуры
Веснянки Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Аккорд Теория музыки
Рефрен Теория музыки
Иранская музыка Национальные культуры
Программа Термины и понятия
Ритурнель Термины и понятия
Бытовая музыка Термины и понятия
Бандура Национальные культуры
Квартет Термины и понятия
Литовский балет Балет и танец
Канадский балет Балет и танец

Реклама