Эфиопская музыка

Категории словаря

Муз. культура Эфиопии благодаря особенностям географич. положения страны (расположена на стыке Африки и Азии) складывалась во взаимодействии с разл. культурами, в т. ч. древнеегип., древнееврейской, позднее арабской, а также нек-рых африканских. Вобрав мн. влияния, с 8 в. Э. м. долгое время развивалась в изоляции от внешнего мира и выработала своеобразные стили и формы. Существ. роль отводится музыке и литургич. танцу в христианской монофиситской церкви (в 5-6 вв. христианство стало господствующей религией Эфиопии). При мн. монастырях создавались школы пения (зема-бет), готовящие высококвалифицир. церк. певчих - дэбтэра (к 19 в. стали известны школы церковного пения в Дэбрэ-Аббай, Гондэре). Песнопения, входящие в литургию и др. богослужения, исполняются хором a cappella (преобладает унисонное пение с элементами гетерофонии), а также в сопровождении систра цынацыль, барабана кэбэро (эти инструменты используются только в сакральной сфере). Для церк. музыки характерны хроматика, богатая орнаментика.

Согласно преданию, систематизацию важнейших песнопений осуществил в 6 в. легендарный музыкант - св. Яред. Антифонарий "Дэггуа" и др. сб-ки песнопений ("Цома Дэггуа", "Мауасеэт", "Меэраф") содержат тексты песнопений, снабжённые знаками нотации мнемонич. типа. В 16 в. деятели эфиопской церкви Гэра и Рагуэль внесли существ. вклад в формирование системы нотации, основанной на сокращённом обозначении мелодич. оборотов (серайе) с помощью спец. знаков - мэлекет, использующих буквы слогового письма языка гыыз. Культовая музыка и танцы исполняются также вне церкви (в религ. процессиях и т. п.), причём при участии и светских музыкантов, играющих на инструментах, не использующихся в церкви. Церк. музыка, сохраняя архаич. черты, связанные с др.-евр,, др.-егип. и сирийско-визант. влияниями, впитала мн. особенности нар. музыки Эфиопии.

В связи с пестротой и разнородностью этнич. состава населения богата и разнообразна традиц. Э. м. Так, для народов Центр. плато (амхара, тиграи и др.) характерно преобладание вок. музыки: распространены разновидности песни-танца зэфэн, воинские песни фукэра, плачи мушо. Пение преим. одноголосно (за исключением.2-голосия, встречающегося у хамина - бродячих певцов низших сословий), мелодика основана на пентатонич. звукорядах, богата мелизматикой. Вок. жанры преобладают также у разл. групп народов галла (оромо), тематика многочисл. песен к-рых отражает особенности их хозяйств, уклада (большинство оромо - скотоводы). В муз. традициях народов юго-зап. Эфиопии (консо, гимира, маджи и др.) важную роль выполняют инстр. ансамбли (флейты, рога); встречается многоголосие разл. типов (в т. ч. сложные 4-гол. хоры у народности дорзе). Господство на значит. территории Эфиопии ислама (с 10-12 вв.) привело к проникновению в фольклор прибрежных (народ тигре), восточных (данакиль, адэре, сомали) и центральных (часть оромо и гураге) р-нов страны арабо-мусульм. муз. жанров.

Разнообразен муз. инструментарий. У народов Центр. плато широко представлены струн. щипковые - бэгэна (10 струн), кырар (6 струн), однострунный смычковый мэспнко (масинко); из духовых популярны вашинт (вертикальная флейта с 4 отверстиями; первоначально - пастушья свирель), ымбылта (эмбилта; флейта с 1 отверстием), труба малакат; из ударных - барабаны атамо, литавры нэгарит. В юго-зап. областях встречаются бамбуковые трубы дл. 2-6 м, разл. флейты, в т. ч. флейты Пана, и рога; у нилотских народов - ксилофоны и ламеллофоны типа санза. В этих р-нах на муз. инструментах играли лишь члены низших ремесленных каст (кожевников, гончаров, кузнецов и др.).

Носителями традиц. муз. культуры в Эфиопии были проф. певцы-сказители азмари. Они нередко служили при дворах знатных вельмож, а также путешествовали по стране, сообщая новости и исполняя песни героико-историч. и философского содержания. Их песни зачастую содержали острую социальную критику. Отличит. особенность азмари - сольное пение, сопровождаемое виртуозной игрой на мэсинко или кыраре. Хамина (члены касты отверженных) поют небольшими группами и без инстр. сопровождения (на языке народов тиграи обе эти категории обозначаются термином "уата"). В прошлом профессия азмари презиралась. Несколько трансформированная традиция азмари сохранилась в совр. Эфиопии, престиж их растёт, создано проф. объединение азмари. Известностью в стране пользуются Тылахун Гэссэсе, Мэлаку Гэлау, Гэтамесай Абэбе.

Существ. изменения в муз. жизни Эфиопии связаны с проникновением в страну элементов европ. культуры (кон. 19 - нач. 20 вв.), быстрым ростом городов (1-я треть 20 в.). Появились дух. бэнды (первый военный бэнд осн. в 1924 К. Налбандяном), танц. оркестры (1947) и хор. коллективы европ. типа. В городах возникли новые формы муз. жизни - исполнение музыки на эстраде. Получила распространение музыка, сочетающая местные и евро-амер. черты. Комп. Каньятта Иофатаха Негуссе, Алэка Мэлаку Бэгго-сеу впервые применили европ. систему нотации. Основываясь на нац. материале, они используют в своём творчестве элементы европ. муз. языка. В 1940-50-х гг. были созданы многочисл. ансамбли, состоящие из европ. муз. инструментов и ориентированные на евро-амер. массовую культуру. Одноврем. появились т. н. фольклорные оркестры, включающие разл., гл. обр. модифицированные, нац. инструменты. Для музыки, исполняемой обоими видами ансамблей, характерно существ. упрощение мелодики и метроритмич. структур по сравнению с традиц. формами.

В то же время в 50-60-х гг. возрос интерес к традиц. Э. м. В 1952 началось серьёзное изучение фольклора (этим занималось этнологич. студенч. об-во при Университетском колледже в Аддис-Абебе). Появились первые эфиопские музыковедч. работы, посв. нац. музыке (Ашшэннафи Кэбэдэ, Тито Лэписа, Тэсфае Лемма и др.). Большое внимание уделяется муз. образованию: основаны ф-ты иск-в в ун-тах Аддис-Абебы и Асмары; в 1963 при ун-те Аддис-Абебы создан Центр художеств. творчества. В 1963 в Аддис-Абебе открыта Нац. школа музыки Яреда.

Музыканты страны объединены в муз. ассоциацию, к-рую возглавляет комп. Аманэ Ибрахим, автор ряда камерно-инстр. произв., муз. драмы, революц. песен. Известностью пользуется комп. Даниель Иоханнэс, написавший Гимн социалистич. Эфиопии.

Победа революции (1974) изменила отношение к нац. муз. наследию. Создано Мин-во культуры, в ведении к-рого находится б. ч. проф. муз. коллективов. Популярны ансамбли традиц. музыки Нац. т-ра, Патриотич. т-ра, Рас-театра и Культурной группы при Горсовете г. Аддис-Абеба. Ансамбли из Эфиопии неоднократно выступали в СССР, в сов. муз. уч. заведениях обучаются эфиопские студенты.

Литература: Быстров Б., О музыке абиссинцев, в кн.: Долганев Е., Страна эфиопов, СПБ, 1896; Аврамец Б. A., О некоторых направлениях в изучении традиционной музыкальной культуры Эфиопии, в сб.: Музыка. Научно-реферативный сб., вып. 1, М., 1979; Mondon-Vidailhet С., La musique йthiopien, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire de conservatoire..., fondateur A. Lavignac, pt. 1 (v. 5), P., 1922; Reinhard К., Die Musik der Borana, в кн.: Haberland E., Galla Sьd-Дthiopiens, Stuttg., 1963; Velat В., Me'eraf..., v. 1-2, Louvain, 1966; Sаrоsi В., The music of the Ethiopian peoples, "Studia musicologica", 1966, t. 9; Rоwne M., Ethiopian music: an introduction, L., 1968; Aye1e Takla Haimanot, Il "wata", una tipica figura folkloristica dell'Efiopia, в кн.: Proceedings of the 3rd International conference of Ethiopian studies, v. 2, Addis Ababa, 1970; Tito Lepisa, The three modes and the sings of the songs in the Ethiopian liturgy, там же; Tesfaye Lemma, Ethiopian musical instruments, Addis Ababa, 1975; Ashenafi Kebede, The azmari, poet-musician of Ethiopia, "MQ", 1975, v. 61, No 1; его же, The bowl-lyre of North-East Africa, "Ethnomusicology", 1977, v. 21, No 3.

Б. А. Аврамец

реклама

вам может быть интересно

Энгармонизм Термины и понятия
Мелопея Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Эпитафия Термины и понятия
Флюгельгорн Музыкальные инструменты
Вертикаль в музыке Теория музыки
Кастраты-певцы Опера, вокал, пение
Метрика Теория музыки
Децима Теория музыки
Sanctus, санктус Церковная музыка
История музыки Термины и понятия

Реклама