Венеция (Venezia) — один из старейших культурных центров Италии. По некоторым данным, уже в 6–8 вв. в Венеции процветало литургич. пение, в 11 в. имелись органы. Во время торжеств при Дворце дожей выступали певцы, с сер. 13 в. звучала инстр. музыка.
В нач. 15 в. в соборе св. Марка организуется певч. капелла (в 1403 она насчитывала 8 человек, должность магистра пения занимал А. Романо). В связи с многочисл. обязанностями органиста здесь были введены должность второго органиста, с 1588 — третьего, к-рый во время торжеств. служб играл на небольшом органе. В 1491 принят первый устав капеллы, учредивший школу пения. Расцвет капеллы наступил в 16–17 вв., когда здесь работали (капельмейстерами и органистами) крупнейшие музыканты Италии и др. стран: основоположник венецианской школы А. Вилларт, К. Меруло, А. и Дж. Габриели, К. Монтеверди. В 1577 была осн. Григорианская семинария, где будущие священники наряду с др. предметами изучали хоральное пение. В семинарии преподавали К. де Pope, Б. Донато, Дж. Кроче и др. Распространению муз. культуры способствовали также «религиозные братства» (Schuole grandi), в к-рые входили и проф. музыканты. В 15 в. в Венеции развиваются светское музицирование и нар. музыка. Композиторы создавали наряду с религиозными вок. и инстр. сочинения, предназначенные для исполнения в домах патрициев (мн. композиторы состояли на службе у богатых горожан). Одним из первых авторов светских песен нар. характера был видный учёный и гос. деятель Л. Джустиниани.
В сер. 17 в. ведущее положение в муз. жизни Венеции заняли оперные т-ры. Расцвет венецианской оперы связан с деятельностью К. Монтеверди, мн. сочинения к-рого впервые были исполнены в Венеции. Среди оперных композиторов — Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Страделла и др. В 1637 по инициативе певцов Ф. Манелли и Б. Феррари был создан первый в истории общедоступный оперный т-р «Сан-Кассиано». На протяжении 17 в. открылось ещё 15 т-ров (мн. из них строились рядом с крупными соборами и назывались их именами): т-ры «Санти-Джованни э Паоло» (1639), «Сан-Мойзе» (1639, впоследствии «Минерва»), «Новиссимо» (1641), «Санти-Апостоли» (1649), «Сант-Аполлинаре» (1651), «Сан-Джованни Кризостомо» (1678, впоследствии т-р «Малибран») и др. Оперные постановки отличались помпезностью и хорошей технической оснащённостью, однако театральные оркестры и хоры были невелики.
В 18 в. в Венеция получает развитие особая форма муз.-образоват. учреждений — т.н. «оспедале» (сиротские дома, приюты для призрения бедняков, больных). Ещё в кон. 16 в. в них было введено муз. обучение, появились проф. учителя музыки (нередко органисты и певцы собора св. Марка). Здесь создавались свои капеллы, устраивались массовые хор. концерты; к нач. 18 в. при многих из них действовали консерватории, где преподавали выдающиеся композиторы — А. Вивальди, Дж. Порта, Н. Порпора, Дж. Сарти, Б. Га-луппи, Н. Йоммелли и др. Наибольшей известностью в Италии и за её пределами пользовались 4 консерватории — «Пиета», «Мендиканти», «Инкурабили», «Санти-Джованни э Паоло» («Оспедалетто»). В них учились музыканты мн. стран. Воспитанники и педагоги консерваторий участвовали в регулярных открытых концертах. К кон. 18 в. финансовое положение консерваторий ухудшилось (в 1776 3 из них были приняты на содержание гос-ва, «Пиета» сократила свою деятельность).
В 18 в. расцветает концертная жизнь Венеции, широкое распространение получает инстр. музыка. Возрастает роль разл. частных академий, устраивавших орк. и камерные концерты. Для них писали композиторы, служившие в капелле св. Марка и консерваториях, а также работавшие в Венеции, — Т. Альбинони, Б. Марчелло, Д. Альберти, П. Нардини и др. Большой популярностью пользовались концерты под открытым небом (музыканты располагались в гондолах). Ещё в кон. 17 в. была осн. гильдия музыкантов св. Цецилии, к сер. 18 в. её членами стали все музыканты Венеции (в т. ч. гастролировавшие здесь артисты). В 18 в. продолжает развиваться оперное иск-во. Были открыты т-ры: «Сан-Бенедетто» (1755, впоследствии «Театр Россини») и «Фениче» (1792). Для венецианских т-ров писали многие композиторы Италии и других стран, в т. ч. А. Вивальди, Г. Ф. Гендель, Дж. Паизиелло, Д. Чимароза, Д. С. Бортнянский и др. На сценах Венеции выступали лучшие певцы того времени — Дж. Карестини, А. Бернакки, Ф. Бордони и др.
После падения Венецианской республики и с началом длительного периода австр. владычества (с 1797) утрачивается роль Венеции как одного из центров европ. музыки. Закрываются мн. т-ры, консерватории. Муз. жизнь сосредоточивается в т-ре «Фениче», на сцене к-рого были впервые пост. написанные специально для этого т-ра оперы Дж. Россини («Танкред», 1813; «Сигизмунд», 1814; «Семирамида», 1823), В. Беллини («Капулетти и Монтекки», 1830; «Беатриче ди Тенда», 1833), Г. Доницетти («Велизарий», 1836; «Мария ди Руденц», 1838), Дж. Мейербера («Крестоносец в Египте», 1824), а также Д. Чимарозы, С. Майра, Н. Цингарелли, С. Меркаданте и др. В т-ре пели выдающиеся вокалисты — А. Каталани, Дж. Стреппони, И. Кольбран, Дж. Паста, Дж. Гризи, М. Малибран, Дж. Рубини, Д. Ронкони, А. Тамбурини и др. В 1838–59 при т-ре функционировала певческая школа. Яркой страницей в истории театра явились постановки специально написанных для него опер Дж. Верди: «Эрнани» (1844), «Атилла» (1846), «Риголетто» (1851), «Травиата» (1853), «Симон Бокканегра» (1-я ред., 1857). Т-р «Фениче» впервые в Италии пост. тетралогию «Кольцо нибелунга» Вагнера (1883), а также ряд опер Р. Леонкавалло, П. Масканьи.
Во 2-й пол. 19 в. вновь оживляется конц. жизнь города. Об-во «Бенедетто Марчелло» (осн. 1877 Д. К. ди Кастельсепио) устраивало концерты, пропагандируя старинную и совр. музыку, открыло б-ку и Музыкальный лицей. С 1895 лицей стал государственным (помещался во Дворце Пизани). В кон. 19 — нач. 20 вв. им руководили видные музыканты, в т. ч. М. Э. Босси, Э. Вольф-Феррари. В 1916 лицей был приравнен к высшей школе, в 1940 преобразован в Государственную консерваторию им. Бенедетто Марчелло. Директорами консерватории были Дж. Ф. Малипьеро, Р. Фазано, Г. Бьянки и др.
В Венеции с 1930 проводятся Международные фестивали современной музыки (первоначально каждые два года, с 1936 — ежегодно). Здесь состоялись премьеры мн. произв. А. Казеллы, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Б. Бриттена, Л. Ноно и др. В 1953 по инициативе Р. Фазано основан Междунар. центр пропаганды итал. музыки, к-рый ежегодно организует летние курсы («Музыкальные каникулы») по изучению старинной итал. музыки. В Венеции находятся Нац. б-ка Марчиано, б-ка фонда Д. Чини, Музей музыкальных инструментов при консерватории.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.