Церк. католич. песнопение. (Название - от первого слова лат. текста 51-го, в католич. литургии - 50-го псалма "Miserere mei Deus" - "Помилуй меня, боже".) Наиболее ранний образец М. принадлежит К.. Фесте (написано в 1517). В дальнейшем текст М. использовали композиторы 16-18 вв. - Л. Дентиче, Ф. Герреро, Палестрина, Дж. Нанино, Дж. Кариссими, Ж. Б. Люлли, X. Л. Хаслер, А. Скарлатти и др., создававшие М. в полифоническом стиле. Особенное признание получило М. (для 9-голосного двойного хора) Г. Аллегри (ок. 1638); его распространение было запрещено за пределами собора св. Петра в Риме. Запрет был нарушен 14-летним В. А. Моцартом, к-рый, прослушав единств. раз соч. Аллегри, записал музыку по памяти. Среди др. наиболее известны М., принадлежащие Т. Баи (1714) и Дж. Баини (1821). С особой торжественностью М. исполняется в Сикстинской капелле Ватикана в Риме (во время пения постепенно гасится свет).
Б. В. Левик