Sky blue Danube
Балет в 3 актах (7 картинах) на музыку И. Штрауса, собранную и дополненную Е. Корнблитом. Сценарист Н. Волков, балетмейстер Б. Фенстер, художник Т. Бруни, дирижер Е. Корнблит.
Премьера состоялась 13 декабря 1956 года в Малом оперном театре, Ленинград.
1. На берегу Дуная к маленькому, увитому плющом домику ранним утром подходит группа молодых музыкантов во главе с композитором Францем. Он подает знак, и музыканты начинают играть серенаду в честь Анны, чей день рождения празднует молодежь. И когда на звуки музыки появляется Анна, Франц дарит ей цветы и голубой шарф, цветом напоминающий воды Дуная. В это время у домика останавливается карета, у которой сломалось колесо. Это экипаж знаменитой венской балерины Франциски. Она выходит из кареты и непринужденно принимает участие в забавах молодежи. Франц поражен красотой и манерами венской актрисы, рядом с которой тускнеет образ простенькой провинциалки Анны.
Площадь перед театром. После выступления Франциски в театре у подъезда собрались ее восхищенные поклонники, среди них — Франц. Площадь постепенно пустеет. Наступает ночь. Погруженный в мечты о прекрасной артистке, Франц вызывает в своем воображении ее образ.
Наступает утро. Молодежь собралась в парке, через который должна проехать возвращающаяся в Вену актриса. И как только появляется ее карета, молодые люди инсценируют «нападение». Испуг Франциски сменяется чувством удовольствия, с которым она принимает поклонение молодежи. Артистка соглашается принять участие в пикнике и танцах. Она с упоением кружится в вальсе с Францем. Среди танцующих появляется незнакомка в маске, окруженная поклонниками. Один только Франц не замечает ее. Он окрылен приглашением Франциски приехать в Вену.
Незнакомка, вернувшись домой, снимает маску. Это Анна. Она убедилась в том, что Франц увлечен венской балериной. О недавнем счастье ей напоминает только голубой шарф. Ее окликает Франц. Он пришел проститься перед отъездом в Вену. Анна приветливо желает ему счастливого пути, но, оставшись одна, дает волю слезам.
2. Франц в Вене. Он попадает на бал к Франциске. Но каким чужим кажется ему весь этот аристократический «свет», тщеславный и чопорный. И сама Франциска, окруженная сановитыми поклонниками, совсем иная, чем в маленьком городке на Дунае. С горечью Франц убеждается, что у Франциски есть богатый содержатель, старый граф. Франц делает последнюю попытку завоевать сердце артистки. Он приносит ей сочиненный им вальс. Франциска благосклонно принимает подарок. Ее трогает искренность порывов молодого композитора, волнует музыка, дышащая неподдельным чувством, и ей кажется, что она может ответить тем же на любовь Франца. Но когда приходит граф, грезы о счастье сменяются горькой правдой, и Франц покидает Франциску, покидает Вену.
3. Франц снова в родном городке. В творчестве он находит забвение. Он сочиняет вальс о голубом Дунае и дирижирует этой музыкой. Сотни горожан с упоением слушают, как поют волны Дуная, рассказывая о новой встрече Анны и Франца, об их любви и счастье.
Весь строй спектакля определила музыка Иоганна Штрауса — изящная, легкая. Насквозь танцевальная, она придает балету светлый, жизнерадостный колорит. Работая над партитурой, Евгений Корнблит собрал в единое целое вальсы, польки, галопы, марши, написанные Штраусом в разное время. Дирижер нашел в музыкальном архиве ряд малоизвестных, а порой и неизвестных произведений композитора. В партитуру включены два виолончельных романса, «Фантазия для оркестра», отрывки из оперетт «Кружевной платок королевы», «Индиго и сорок разбойников», «Веселая война», «Симплициус». Из известных, любимых публикой произведений в балет вошли вальсы «Голубой Дунай», «Розы с юга», «Сказки Венского леса», польки «Вечное движение» и «Пиццикато». Механическое соединение номеров привело бы к рождению сюиты, поэтому для создания партитуры балета взятые за основу темы Штрауса были развиты в соответствии с задачами драматургии спектакля.
Сценаристом спектакля был один из опытнейших мастеров этого уникального вида литературного творчества Николай Волков (1894-1965). Он сотрудничал с лучшими композиторами и балетмейстерами страны, по его сценариям поставлены столь известные балеты, как «Пламя Парижа» (1932), «Бахчисарайский фонтан» (1934), «Кавказский пленник» (1938), «Золушка» (1945), «Спартак» (1956). «Голубой Дунай» стоит особняком в творчестве известного балетного сценариста. Он не связан ни с крупными историческими событиями, ни с классической литературой. Возможно, толчком для его написания стал весьма популярный американский фильм «Большой вальс» (1938, режиссер Жюльен Дювивье) о личной жизни И. Штрауса с Милицей Корьюс в главной женской роли. Несложный сюжет «Голубого Дуная» давал балетмейстеру возможность показать разнообразие лирических, драматических и характерных танцев.
Хореограф балета Борис Фенстер (1916-1960) был одним из виднейших ленинградских балетмейстеров, народным артистом РСФСР (1957), дважды лауреатом Сталинской премии. Еще обучаясь в хореографическом училище, он помогал балетмейстеру Леониду Лавровскому в постановке балетов «Фадетта» (1934, на музыку Лео Делиба) и «Катерина» (1935, на сборную музыку), затем поставил в училище балет «Том Сойер» (1936, Арсений Гладковский). Большая часть его творческой жизни связана с Малым театром оперы и балета. Здесь в 1936 году он начинал как характерный танцовщик, здесь же по окончанию балетмейстерских курсов осуществил свой дипломный спектакль «Ашик-Кериб» (1940, Борис Асафьев).
В 1945-56 годах Фенстер успешно руководил балетной труппой того же театра, придав коллективу лицо «с необщим выражением». Хореографом поставлены столь разные спектакли, как балеты для детей: «Доктор Айболит» (1948, Игорь Морозов) и «Двенадцать месяцев» (1954, Борис Битов), революционно-патриотическая «Юность» (1949, Михаил Чулаки), комедийные балеты «Мнимый жених» (1946, Михаил Чулаки), «Барышня-крестьянка» (1951, Борис Асафьев), «Веселый обманщик» (1951, Клементий Корчмарев). Сотрудничавший с балетмейстером Юрий Слонимский отмечал: «Фенстер обладал драматургическим мастерством и воображением, хорошо и правильно ощущал чистоту стиля и жанра спектакля, но, прежде всего и главным образом, он думал о строении спектакля в целом».
Жизнерадостный «Голубой Дунай» стал отнюдь не печальным, но все же прощанием Фенстера с родным коллективом. Балетмейстеру поручили возглавить Кировский балет. Там его деятельность руководителя была краткой, но достойной. Исповедуя принципы «хореодрамы», Фенстер не препятствовал Юрию Григоровичу и Игорю Бельскому искать иные пути. Сам хореограф поставил здесь лишь два балета «Тарас Бульба» (1955, Василий Соловьев-Седой) и «Маскарад» (1960, Лев Лапутин). На генеральной репетиции последнего спектакля Фенстер скончался.
А сценическая жизнь «Голубого Дуная» продолжалась долгие годы. Главные партии на премьере исполнили: Вера Станкевич (Анна), Светлана Шеина (Франциска), Вениамин Зимин (Франц). Спектакль был возобновлен в том же театре 3 февраля 1965 года. Татьяна Бруни обновила декорации, сделав их более легкими и лаконичными. На премьере возобновления «Голубого Дуная» главные партии исполнили: Вениамин Зимин (Франц), Галина Покрышкина (Анна), Людмила Сафронова (Франциска). Критика была снисходительной, а зрители любили этот жизнерадостный балет. Неудивительно, что он выдержал почти «астрономическое» число представлений — 377! Вдохновляясь успехом ленинградского «Голубого Дуная», используя партитуру Штрауса-Корнблита и сценарий Волкова, многие отечественные хореографы создали свои спектакли с тем же названием.
А. Деген, И. Ступников