ГУСТАВ III, или Бал-маскарад (Gustave III, ou Le bal masqué) — опера Д. Ф. Э. Обера в 5 действиях, либретто Э. Скриба.
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 27 февраля 1833 г.; в России — Петербург, 1859 г. (под названием «Гонзаго, или Бал-маскарад», с участием А. Булаховой, Д. Леоновой, А. Латышевой, И. Сетова, О. Петрова, В. Васильева); Москва, Большой театр, 14 декабря 1860 г. (под названием «Гонзаго, или Маскарад», с участием Е. Семеновой).
Убийство в 1792 г. шведского короля Густава III представителями феодальной аристократии, с которыми он боролся, желая утвердить власть абсолютизма, послужило темой нескольких пьес и опер; среди них наиболее известна созданная Верди. Густаву III посвятил свою драму Э. Скриб, позднее переделавший ее в либретто для Обера. Исторические события послужили здесь лишь поводом для традиционной любовной истории, убийство лишено политических мотивов и обусловлено ревностью. Впрочем, подобное истолкование устраивало не только драматурга и композитора, но и цензуру, препятствовавшую изображению на сцене цареубийства. Так, при возобновлении оперы в Париже в 1861 г. из-за возможных ассоциаций с недавним покушением Ф. Орсини на Наполеона III (1858) действие было перенесено из Швеции в Испанию и король Густав превращен в герцога.
Сценарий и развитие действия оперы Обера предвосхищают «Бал-маскарад» Верди. Король любит Амелию, жену своего друга Анкарстрёма. Ревнивец из друга превращается в смертельного врага короля, присоединяется к заговорщикам и во время маскарада убивает его. Музыка оперы эффектна, особенно III д., выдержанное в романтическом духе. Большим успехом пользовались танцы, среди них вызывавший общий восторг галоп.
А. Гозенпуд