Zakhar Bron
На сегодняшнем педагогическом небосклоне он звезда первой величины, многие его ученики по праву входят в элиту мирового исполнительского искусства и выступают на всех самых значительных мировых сценах.
Он получил свое собственное скрипичное образование сначала в легендарной одесской «Школе Столярского» в классе Артура Зиссермана, а затем в Москве, в Гнесинском училище у Бориса («Буси») Гольдштейна, и в Московской консерватории и аспирантуре у Игоря Ойстраха.
Яркий, самобытный скрипач, ставший лауреатом на известных международных конкурсах, он, пожалуй, неожиданно для себя стал заниматься педагогикой и в конце 70-х годов в Новосибирске построил фундамент своей собственной школы, сегодня известной во всем мире.
В начале 80-х годов мне довелось побывать на скромном показе юных учеников З.Брона. Я был ошеломлен уровнем выступающих юных скрипачей, но 10-летний бутуз, с невероятной свободой и виртуозностью сыгравший сочинения Венявского и Паганини, произвел сразу же впечатление музыканта с безграничными возможностями. Его звали Вадик Репин. Ну а затем к нему добавился другой новосибирский феномен — Максим Венгеров, и началось движение «Школы Захара Брона» по всему миру. Новосибирск, Любек, Лондон, Мадрид, Цюрих, Кельн, мастер-классы едва ли не на всех континентах, фонд и общество, носящие его имя, победы учеников на всех крупнейших конкурсах мира (включая последние Конкурсы Чайковского) — интенсивность педагогической деятельности Захара Брона поистине не знает себе равных. Его ученики из России, Японии (в Иокогаме скрипичная академия носит его имя), Германии, Англии — этот список можно множить до бесконечности — играют, преподают, записывают диски и умножают легендарную всемирную славу своего гуру, сэнсея, но больше всего мне нравится слово «Учитель» — Захар Брон им является по праву.
Ежедневная неистовая работа, гиперэмоциональность, которая так проявляется при выступлениях на сцене его учеников, что меня поймут лишь те, кто в эти моменты оказывается с ним рядом, «команда» единомышленников и прежде всего блистательная пианистка и педагог Ирина Виноградова, ну и, конечно, грамотный выбор родителей учеников — без общего сумасшедшего фанатизма трудно чего-либо добиться, если хочется дойти до сияющих вершин исполнительского искусства.
Ему удалось создать собственную системную методику воспитания молодого дарования, позволяющую максимально раскрыть индивидуальность ученика, а затем и личность скрипача-исполнителя.
Захар Брон не прекращает и своих выступлений на концертных сценах — звук его «Guarneri del Jesu» по-прежнему хорошо знаком любителям скрипичной игры.
Захар Брон находится в расцвете своего педагогического и музыкального таланта, он продолжает и приумножает великие традиции скрипичной педагогики и уже сейчас золотыми буквами вписал свое имя в ее славную историю.
Евгений Баранкин