«Немая из Портичи» (фр. La muette de Portici) — опера в 5 действиях Даниэля Обера. Либретто Жермена Делавиня, переработано Эженом Скрибом.
Премьера: Париж, Королевская академия музыки, 29 февраля 1828 г.
Предание гласит, что представление оперы вызывало революционные выступления в Париже, Брюсселе, Варшаве. В действительности же эпоха, насыщенная политическими конфликтами, вызвала к жизни эту оперу, и революционные настроения массы лишь проявлялись на спектаклях.
В основу сюжета положены подлинные исторические события — восстание неаполитанского народа (1647) против испанских поработителей и их ставленника вице-короля.
Рыбак Мазаньелло, мстя за честь своей немой сестры Фенеллы, соблазненной и брошенной сыном вице-короля Альфонсо, поднимает восстание. Однако раздоры и противоречия в лагере восставших приводят к утрате завоеванной победы. Отравленный врагами, Мазаньелло погибает, власть возвращается в руки Альфонсо, а Фенелла кончает жизнь самоубийством.
«Немая из Портичи» органически связана с традициями французской «оперы спасения» и вместе с тем начинает развитие «большой оперы», построенной на резких драматических столкновениях, изобилующей сценическими эффектами (самоубийство Фенеллы, которая бросается в кратер извергающего пламя вулкана), пышными процессиями, толпами народа, балетом. Обер превратил Фенеллу в немую, так как парижская труппа не обладала вокалисткой, способной справиться с задуманной им партией. Это вынужденное обстоятельство, однако, поразило зрителей оригинальностью и увеличило успех спектакля. В роли Фенеллы выступали прославленные пантомимистки и балерины, начиная с М. Тальони.
Либретто оперы неоднократно переделывалось, в частности при первой постановке в Петербурге — на немецкой сцене, под названием «Фенелла» (1834). На русской сцене «Немая из Портичи» была впервые представлена 16 декабря 1848 г. на итальянском языке в московском Большом театре, на русском — в петербургском Театре-цирке (под названием «Палермские бандиты», премьера — 3 января 1857 г.). В не урезанном цензурой виде она была наконец исполнена 17 января 1917 г. в Петрограде, в Мариинском театре, под управлением А. Коутса (И. Ершов — Мазаньелло). Своеобразным и интересным опытом ее интерпретации явилась постановка ленинградского Малого оперного театра (под названием «Фенелла», режиссеры Б. Фенстер и Н. Соловьев, премьера — 7 сентября 1960 г.).
А. Гозенпуд
Действующие лица:
• Мазаньелло, неаполитанский рыбак, тенор
• Фенелла, его сестра (немая), без слов
• Альфонс, сын неаполитанского вице-короля, тенор
• Эльвира, испанская принцесса, невеста Альфонса, сопрано
• Рыбаки: Пьетро, бас, Борелло, бас, Морено, бас
• Лоренцо, приближенный Альфонса, тенор
• Сельва, офицер вице-короля, бас
• Неаполитанцы, испанцы, рыбаки, народ, солдаты
Первое действие
Сын неаполитанского вице-короля Альфонс женится на испанской принцессе Эльвире. Все готово к совершению церемонии. В ожидании прибытия невесты Альфонс рассказывает своему приближенному Лоренцо о терзающих его угрызениях совести. Альфонса беспокоит судьба Фенеллы, сестры рыбака Мазаньелло, прекрасной, но несчастной немой девушки. Раньше он любил ее, скрыв от нее свое высокое происхождение. Где сейчас Фенелла? Альфонс не знает, что по приказу его отца — вице-короля Неаполя бедная Фенелла посажена под арест для того, чтобы она не могла своим появлением омрачить светлый праздник Альфонса и Эльвиры. В сопровождении блестящей свиты, окруженная молодыми девушками, прибывает Эльвира. Она весела и счастлива. Вдруг из глубины сада доносится какой-то шум. Появляется девушка, преследуемая солдатами. Это Фенелла. Она бросается к ногам принцессы и жестами умоляет защитить от преследователей. Офицер стражи докладывает Эльвире, что эта девушка — дочь рыбака Фенелла, бежавшая из заключения. Фенелла знаками объясняет, что она ни в чем не виновата; любовь — причина всех ее несчастий. Немая показывает принцессе шарф, подаренный ей бывшим возлюбленным. Растроганная Эльвира обещает Фенелле свое покровительство.Начинается свадебное шествие. Молодая чета входит в церковь, и Фенелла узнает в женихе принцессы своего возлюбленного. Она пытается пробиться сквозь толпу в храм, но солдаты оттесняют ее. Брак совершен. При выходе из церкви принцесса подходит к убитой горем Фенелле и просит за нее своего молодого супруга. Альфонс смущен. Эльвира требует объяснений. Будучи не в силах отпираться, Альфонс сознается в своей вине перед Фенеллой и просит у жены прощения. Фенелла, на которую никто не обращает внимания, убегает.
Второе действие
Берег моря близ рыбачьего поселка. Группа моряков готовится к выходу в море. Мазаньелло мрачен. Он не знает, где его сестра Фенелла. Друзья пытаются отвлечь Мазаньелло от мрачных мыслей и просят спеть их любимую песню. Песня Мазаньелло исполнена тайного смысла: она призывает к борьбе против испанских поработителей Неаполя.
Приходит Пьетро, которому Мазаньелло поручил розыски Фенеллы; он нигде не мог найти девушку и только узнал, что какой-то негодяй обольстил и обманул ее. Мазаньелло клянется отомстить за сестру. Вдруг на вершине скалы, вдающейся в море, показывается Фенелла. У лее такой вид, будто она хочет броситься в воду. Мазаньелло окликает сестру, и она заключает брата в свои объятия. Фенелла подтверждает, что обманута человеком, обещавшим на ней жениться. Теперь надежды у нее нет: он уже женился на другой.
Мазаньелло призывает рыбаков восстать против тиранов, угнетающих простой народ. Друзья поддерживают его, собирают оружие и прячут в корзины с фруктами. Все направляются в Неаполь, где по знаку Мазаньелло будет поднято восстание.
Третье действие
Первая картина. Альфонс умоляет Эльвиру простить его и после долгих просьб добивается примирения с женой. Но Эльвиру терзают воспоминания о несчастной Фенелле. Она просит Альфонса позаботиться о судьбе бедной девушки. Принц приказывает офицеру стражи Сельве разыскать Фенеллу и привести ее во дворец.
Вторая картина. Рынок в Неаполе. Рыбаки, цветочницы, крестьяне с корзинами, полными плодов, предлагают покупателям свои товары. Рыночную площадь обходят солдаты во главе с Сельвой. В толпе девушек Сельва замечает Фенеллу и приказывает солдатам ее схватить. За сестру вступается Мазаньелло. Защищаясь от солдат, он призывает народ на помощь. Рыбаки и крестьяне разоружают солдат и устремляются ко дворцу вице-короля.
Четвертое действие
Первая картина. Мазаньелло у себя в хижине. Его страшит ярость народа, размах, который приобретает восстание. Пьетро и его друзья-рыбаки требуют, чтобы Мазаньелло продолжал преследование бежавшего вице-короля. Они упрекают Мазаньелло в нерешительности и настаивают на том, чтобы он вышел к народу и объяснил свои намерения.
Все уходят, Фенелла остается в хижине одна. Вдруг входят двое: это скрывшиеся от повстанцев Эльвира и Альфонс, они ищут убежища. Увидев Фенеллу, Альфонс приходит в ужас, уверенный в том, что девушка будет мстить ему за измену. Он умоляет спасти жизнь хотя бы Эльвире; Фенелла успокаивает обоих. Она просит вернувшегося брата предоставить убежище беглецам. Мазаньелло соглашается. Появляются Пьетро и рыбаки с сообщением о том, что старшины Неаполя принесли Мазаньелло ключи от города в знак признания его власти. Вошедшие узнают Альфонса и требуют его смерти. Мазаньелло, вопреки всеобщему требованию, защищает принца и принцессу и дает им возможность уйти. Пьетро и его товарищи обвиняют Мазаньелло в измене.
Вторая картина. Именитые граждане Неаполя преподносят Мазаньелло ключи от города. Горожане, крестьяне и рыбаки прославляют Мазаньелло. Пьетро и группа его друзей, убедившиеся в измене Мазаньелло, клянутся его убить.
Пятое действие
Пир во дворце у Мазаньелло. На террасу дворца выходит Пьетро. Он сообщает друзьям, что дал Мазаньелло яд. Внезапно рыбак Борелло приносит страшную весть: Альфонс собрал новые войска и приближается к городу. Народ верит, что спасти положение может только один Мазаньелло, но он потерял рассудок: начал действовать яд.
Вбегает Фенелла, она подводит Мазаньелло к окну и указывает на приближающихся врагов. Сознание возвращается к Мазаньелло, и он увлекает народ за собой. За стенами дворца кипит сражение. Фенелла молится за брата. Во дворце появляются Эльвира, Альфонс, свита. Фенелла расспрашивает победителей о судьбе брата. Ей сообщают, что Мазаньелло спас от гибели Эльвиру и был убит за это своими товарищами.
Фенелла неподвижна. Собрав последние силы, она соединяет руки Альфонса и Эльвиры и бежит из дворца. Всем видно, как она, добежав до края обрыва, бросается в пропасть.