Аргентинская музыка

Категории словаря

Аргентинская музыка

Музыкальное искусство Аргентины прошло сложный путь развития. Индейские племена, обитавшие на территории совр. Аргентины до начала испан. колонизации (16 в.), имели самобытный и разнообразный фольклор. Традиции своей оригинальной музыки хранят арауканы (индейцы), обитающие на юго-западе страны. Однако в совр. муз. фольклоре Аргентины, к-рый развивался гл. обр. на основе испанского, индейская музыка занимает незначит. место. На А. м. оказала влияние музыка и др. европ. стран. Популярные в 19 в. аргент. танцы сьелито и перикон ведут начало от англ. контрданса, куандо — от франц. менуэта, ранчера — от польской мазурки. В 20 в. усиливается проникновение в Аргентину популярной музыки др. стран (прежде всего США), оказавшей влияние на гор. фольклор. Музыка Аргентины и соседних лат.-амер. стран во многом родственна. Напр., музыка креолов сев.-зап. Аргентины, Боливии, Перу, Чили едина. В этих странах широко распространены одни и те же муз. инструменты — как древнего индейского происхождения (напр., флейта кена), так и более позднего, испанского, — 6-струн. гитара и её разновидности (типле, рекинто, чаранго), а также скрипка, арфа.

Аргент. муз. фольклор, сформировавшийся в нач. 19 в., известен под назв. музыки гаучо (гл. хранителями его были пастухи и скотоводы). Из среды гаучо выделились проф. певцы-поэты — пайядоры. Они слагали мелодии, тексты песен и исполняли их, аккомпанируя себе на гитаре.

Ярави (песня из провинции Жужуй).

Нар. песни и танцы Аргентины разнообразны. Наряду с элементами пентатоники (и даже более древней тритоники) они содержат характерные мелодич. обороты и ритмич. фигуры, присущие испан. музыке. Аргент. песни и танцы, как правило, объединяются в группы-семейства, имеющие общий интонац. строй, определённый ритм, структуру. Группы-семейства различаются по содержанию, выразительности. Аргент. песни в основном одноголосны, исполняет их певец-солист в сопр. гитары или небольшого ансамбля нар. инструментов. Однако существуют песни 2-голосные — с движением голосов параллельными терциями. Такое пение наз. «дуэтом» (даже если поёт 2-голосный хор). Распространено т.н. скрещенное пение (чередование солиста и дуэта) и пение «контрапунто» (своего рода соревнование двух попеременно поющих певцов). Стиль исполнения в большинстве случаев ярко эмоциональный, красочный, тексты изобилуют поэтич. образами, сравнениями, гиперболами. Наиболее часто встречающийся метр — ¾ и 6/8. Типичны переменные метры, частые синкопы, ритмич. перебои; нередки контрастные смены темпов. Для нек-рых песен характерна 2-частная форма: медленная 1-я часть и быстрая 2-я. Широко распространены нар. танцы — гато, перикон, куэка (она же самба, или самакуэка), карнавалито, чакарера, сьелито, палито, куандо, ранчера, эскондидо, фирмеса, медиа канья, танго; песни — тристе, тено, ярави, милонга, видала, видалита, эстило и др.

Проф. А. м. связана с муз. культурой Испании. В 16–17 вв. испан. миссионеры насаждали в Аргентине католич. духовную музыку. Один из первых активных пропагандистов европ. Музыки — Л. Бержер (чл. ордена иезуитов) обучал местных жителей игре на гитаре и лютне. При иезуитских монастырях уже в 17 в. существовали свои миссии и школы, где индейцев обучали музыке. В Аргентине работал итал. комп. и органист Д. Дзиполи (с 1717 был в Кордове католич. миссионером). В кон. 18 в. муз. жизнь Аргентины оживляется: в салонах богатых вельмож даются концерты, в крупных городах начинают гастролировать итальянские оперные труппы.

После победы Майской революции (1810) и провозглашения независимого аргент. гос-ва (1816) были созданы предпосылки для развития нац. муз. культуры. Однако на протяжении последующих десятилетий главенствующая роль в муз. жизни страны принадлежала иностранцам. В репертуаре оперного т-ра преобладали итал. оперы. С кон. 20-х гг. 19 в. в Буэнос-Айресе шли оперы В. А. Моцарта, Й. Гайдна, испан. сарсуэлы. Постепенно приобретали популярность зарождающиеся формы нац. муз. т-ра: нар. комедии с музыкой (наиболее ранний образец «Сьелито вариадо» Масони, 1824), театрализов. песенные сюиты, в исп. к-рых наряду с артистами участвовала и публика.

В 1821 итальянец X. А. Пикацарри осн. в столице Филармонич. об-во, к-рое вскоре начало организовывать концерты инстр. и вок. музыки. Однако в 19 в. в Аргентине не было регулярных концертов, музыка звучала преим. в богатых салонах. Среди первых аргент. композиторов — Б. Парера, автор «Патриотического марша» (с 1813 — нац. гимн). Мн. композиторы 1-й пол. 19 в. не были профессионалами, но их творчество и обществ. деятельность способствовали становлению нац. культуры. Таковы литератор и политич. деятель X. К. Лафинур, юрист X. Б. Альберди — первый муз. критик, теоретик, издатель мн. ранних произв. нац. музыки (печатал эти сочинения в своём журн. «La moda», осн. в 1837). Среди музыкантов 1-й пол. 19 в. выделяются: А. Алькорта — автор камерных произв.; X. П. Эснаола- пианист и педагог, один из первых авторов аргент. симф. музыки, основатель (совм. с итальянцем В. Рабальо) первого муз. уч. заведения в стране — Академии музыки (1822). Большинство произв. аргент. композиторов 1-й пол. 19 в., несмотря на присутствие нац. элементов, носило подражат. характер.

В последние десятилетия 19 в. в А. м. возникло новое, нац. направление, представители к-рого провозгласили необходимость изучения богатейшего фольклора страны и создания произв., сочетающих нац. характерность с принципами классич. европ. музыки. Это направление возглавил крупнейший музыкант, основоположник проф. композиторской школы А. Вильямс. В 1893 по инициативе Вильямса и др. прогрессивных музыкантов в Буэнос-Айресе была создана консерватория, а затем муз. школы в неск. городах. Основоположником нац. оперы является А. Берутти. Нац. направление в фп. музыке представлено творчеством X. Агирре, Г. Трояни. В этот период работали также К. Боньяти, Ф. Каттелани, К. дель Понте.

В 20 в. значительное развитие получает жанр оперы, дающий возможность обратиться к патриотическим темам, сюжетам из нац. истории и борьбы за независимость. С муз. т-ром связано творчество К. Гайто, к-рому принадлежат оперы «Ольянтай», «Кровь гитар» («La sangre de las guitarros»), балет «Цветок Ирупе» («La flor de Irupe») и др. В оперном жанре работал комп. Ф. Боэро, выступавший за создание оперных либр. на испан. (а не на итал.) языке. В веристских традициях выдержано творчество комп. и дирижёра Э. Панисы (популярны оперы «Аврора» и «Бизанцо»). Значителен вклад в А. м. композиторов X. Хиларди, Ф. Угарте, О. Сиккарди, комп. и пианиста Э. Дрангоша, а также Р. Саммартино, Э. М. Казеллы, Р.Эспоилы. Яркие образцы камерной инстр. и вок. музыки создали композиторы: К. Л. Бучардо, А. Лудзати, Р. Родригес, X. Т. Бертуччи.

В кон. 20-х гг. 20 в. выдвинулась группа композиторов, принесших А. м. широкое признание. Среди них — братья Кастро, А. Хинастера, К. Гуаставино, X. К. Пас и др. Эти музыканты создали творч. объединение «Группо реновасьон» («Группа обновления»). Первоначально они выступили с единой платформой, провозгласив необходимость обновления содержания и средств выразительности аргент. музыки. Позже часть авангардистски настроенных членов группы, возглавляемая X. К. Пасом, выделилась в самостоят. организацию «Концерты новой музыки» (затем — «Ассоциация новой музыки»). Среди представителей национального направления — комп. Л. Джаннео, X. Персеваль, Э. Иглесиас Виллоуд, Э. Наполитано, А. Ласала, П. В. Коста, Р. Г. Морильо, К. Суфферн, Э. Дюблан. В 50-е гг. 20 в. появились яркие произв. композиторов более молодого поколения — Р. Арисаги, Р. Кааманьо, П. Сабастиани и др.

К сер. 20 в. Аргентина по уровню и интенсивности муз. жизни стала одной из ведущих стран Юж. Америки. Муз. центром страны является Буэнос-Айрес. В 1908 здесь был осн. крупнейший и до наст. вр. единственный в Юж. Америке постоянно действующий проф. оперный т-р «Колон». В год открытия т-р имел собств. оркестр, хор. Солисты, дирижёры и режиссёры приглашались из др. стран. С 30-х гг. 20 в. большинством спектаклей дирижировали аргент. музыканты. В 40-50-х гг. выдвинулись первые аргент. оперные артисты: певицы Б. Бесалу, X. Капелья, Л. Бертана, А. Камподонико, Э. Арисменди, певец Ф. Ботаро и др. Репертуар т-ра составляют преим. европ. классич. Оперы, вт. ч. рус. композиторов. Нац. репертуар представлен произв. К. Гайто, X. X. Кастро, Э. Панисы, Ф. Боэро, П. де Рогатиса, А. Хинастеры. С 1925 в т-ре создана нац. балетная труппа, ставящая классич. балеты, произв. А. Хинастеры, Р. Г. Морильо, К. Гуаставино и др. В Буэнос-Айресе работает «Театр камерной оперы». Классич. и нац. оперетты ставятся также на сцене Нац. т-ра комедии и др. В нач. 50-х гг. 20 в. открыт Аргентинский оперный т-р в Ла-Плате (спектакли даются нерегулярно).

Основу конц. сезона столицы составляют выступления оркестров — Филармонического, Нац. симфонического, Нац. радио, т-ра «Колон», ассоциации «Друзья музыки». Оркестры существуют также в городах Кордова, Ла-Плата, Мендоса, Парана, Росарио, Тукуман.

Кадры проф. музыкантов готовят Нац. консерватория имени К. Л. Бучардо (осн. в 1924), Муниципальная консерватория им. М. де Фальи в Буэнос-Айресе. Муз. школы работают также в Кордове, Ла-Плате, Мендосе (Высшая школа музыки), Росарио, Тукумане и др. Значительную работу по изучению фольклора проводят музыковеды К. Вега, И. Арец и др. В 1965 создан Латиноамериканский центр муз. исследований при Ин-те Т. Ди Телья.

Музыканты Аргентины объединены в проф. организации, в т. ч. Аргент. об-во авторов и композиторов (создано в 1915 под назв. «Нац. об-во композиторов»). В Буэнос-Айресе издаются журн. «Buenos Aires Musical» (с 1957), «Mundo musicale» (с 1938).

Литература: Пичугин П., Народные песни Аргентины, М., 1971.

Л. Г. Григорьев, Я. М. Платек
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

Аргентинский балет

реклама

вам может быть интересно

Румба Музыкальные жанры
Глас Церковная музыка

рекомендуем

смотрите также

Субретка Опера, вокал, пение
Сказители Термины и понятия
Свирель Национальные культуры
Вампука Опера, вокал, пение
Псалмодия Церковная музыка
Dal segno, даль сeньо Термины и понятия
Хомовое пение Церковная музыка
Музыкальная грамота Термины и понятия

Реклама