Композитор (от лат. compositor — составитель, сочинитель) — автор музыкальных произведений; лицо, занимающееся сочинением музыки. Термин «композитор» получил распространение в Италии к 16 в. Профессия К. предполагает наличие муз.-творческого дарования и требует спец. обучения композиции. Подготовке и воспитанию К. уделяется большое место в системе муз. образования. Иногда К. выступает одновременно и как исполнитель.
В СССР К. объединены в Союз композиторов СССР. Мн. К. присвоены почётные звания (нар. артисты СССР и республик, засл. деят. иск-в и др.); за лучшие работы присваиваются Ленинские и Государственные пр. СССР, а также республиканские Гос. пр. Сов. К. участвуют в обществ. и гос. деятельности (среди них — депутаты Верх. Совета СССР, Верх. Советов республик).
В социалистич. странах К. так же, как и сов. К., объединяются в спец. творч. организации и принимают активное участие в обществ. жизни страны.
Литература: Евлахов О. A., Проблемы воспитания композитора, М., 1958, Л., 1963.
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
Если уж человек взял в руки эту книгу, понятно, что он знает, кто такой композитор: человек, сочиняющий музыку. Но об этой профессии можно узнать и поподробнее.
— Профессия? Всегда ли это именно профессия? — спросит тот, кто быстро сообразит: ведь помимо известных по портретам классиков есть и были тысячи авторов музыки, которая тоже живет и звучит. И у многих из них совсем другие профессии.
— Да, тут все не так просто. Начнем с народных песен. Кто их сочинял? Не сами же вдруг возникают! Народ — это ведь тоже конкретные люди. Народной музыка становится тогда, когда забывается имя ее автора и каждый исполнитель относится к ней так, как к своей собственной, изменяя ее на свой лад в зависимости от обстоятельств. Так создается народная музыка — пусть по крохе, но в этом участвуют многие люди. Но где же та грань, которая разделяет таких вот творцов и профессиональных композиторов? И не бывает ли так, что от безвестного сочинителя любимых в народе песен или танцев музыкальная культура получила больше, чем от автора двадцати симфоний и тридцати ораторий?
— А как считается в поэзии? Стихи пишет чуть ли не каждый образованный человек. И очень часто это бывают замечательные произведения. Все ли считаются поэтами?
— Ну вот, мы опять возвращаемся к вопросу о профессии. Добавлю, что то же происходит в изобразительном искусстве, ведь существует множество людей, не художников по профессии, но великолепно, мастерски рисующих: маслом, акварелью, карандашом и т. д.
Что же касается музыки, то У профессиональных музыкантов долгое время сочинение не отделялось от исполнения. Ведь в изобразительном искусстве нет разделения на сочинителя, который скажет, что нарисовать, и исполнителя, который нарисует по указке. Художник все делает сам. Так было и в музыке. Владея любым инструментом, голосом, тростниковой дудочкой или полой тыквой со струной из воловьей жилы, древний человек творил на нем музыку, которая у него получалась, которая ему нравилась.
— То есть поначалу композитор и исполнитель были в музыканте нераздельны?
— Так продолжалось до тех пор, пока не появилась нотная запись. Музыкальная письменность позволила, во-первых, указать автора, во-вторых, таким образом отделить его от исполнителя, в-третьих, увековечить произведение музыкального искусства. Этот процесс происходил в эпоху позднего средневековья, в XIII — XIV веках. И все же еще очень долго, до XVIII века, исполнители в той или иной мере оставались и творцами музыки, много импровизировали.
— Когда и почему исполнители стали другими?
— С конца XVIII века появилось очень много исполнителей, в том числе и образованных любителей музыки. Опасаясь, как бы они своим соавторством не исказили авторский замысел, композиторы стали подробно все записывать в нотах.
— Хорошо, мы разобрались в отношениях между композитором и исполнителем. Но какой же все-таки композитор считается профессиональным?
— Опять придется говорить об истории и старых временах.
По мере того, как музыка развивалась и усложнялась, постепенно вошло в употребление слово «композиция», что означает составление художественного целого, и не только в музыке. Это было в XIII веке. И только тогда, когда это слово окончательно прижилось, в XVI веке появилось понятие «композитор» — автор музыкальных композиций. При этом имелось в виду, что человек специально обучен этой науке. (Поэтому такие неповторимые художественные индивидуальности, как П. И. Чайковский и Ж. Ф. Рамо, Ф. Шопен и С. Губайдулина, А. Корелли и А. Веберн, принадлежат к одному профессиональному «цеху».)
— С тех пор все сочинители музыки стали называться композиторами?
— Все дело в том, к какому сословию принадлежал сочинитель музыки. Свободные, вольные музыканты творили музыку как в народе. Те, кто служили при дворах князей, царей, — были так называемыми придворными музыкантами, самый главный из которых назывался маэстро (то есть мастер) или капельмейстер. Он сам сочинял и руководил исполнением.
Были еще знатные сочинители музыки, для которых занятия искусством (по существу совершенно профессиональные) были необходимым элементом образа жизни. Это все относится к эпохе Возрождения.
— Ну, а что же потом, знатные музыканты перестали сочинять музыку?
— Нет, конечно. Вообще нет такой силы, которая бы запретила сочинять музыку и вообще творить.
Но в век Просвещения, опасаясь, как бы их не перепутали со служивыми людьми — капельмейстерами (а именно на таких должностях обычно служили придворные композиторы, они же дирижеры, иногда солисты), — знатные сочинители стали называть себя дилетантами или любителями (аматёрами). Для них слово «композитор» означало не род занятий, а служебное положение. Именно в этом смысле назвал себя дилетантом М. И. Глинка, потому что он был дворянином. Между тем это был первокласснейший мастер музыкальной композиции.
— Когда в России появилось слово «композитор»?
— В 1770-х годах. Писалось и произносилось оно на французский манер: «композитёр». Первым, кого у нас так назвали, был Максим Березовский.
— А слово «дилетант» ведь теперь означает нечто другое, не так ли?- Скорее оно приобрело второе значение, которое чате используется. Если раньше оно означало просто непринадлежность к профессии, то второй его смысл — непрофессиональность, отсутствие профессионального мастерства (во всем, не только в музыке). Оба значения чаще всего совпадают, но не всегда.
— То есть плохой профессиональный композитор может оказаться дилетантом, а дилетант может иметь хорошую профессиональную подготовку?
— Да… но практически это теперь редко, поскольку обучение композиции в наше время так сложно, что требует полной отдачи в течение многих лет, а это возможно, только если избрать композицию профессией и окончить высшее музыкальное учебное заведение.
М. Г. Рыцарева