итал. trio, от лат. trеs, tria — три
1) Ансамбль из 3 музыкантов. По составу исполнителей различают инстр., вок. (см. также Терцет) и вок.-инстр. Т.; по составу инструментов - однородные (напр., струнные смычковые - скрипка, альт, виолончель) и смешанные (струнные с дух. инструментом или фп.).
2) Муз. произв. для 3 инструментов или певческих голосов. Инстр. Т. наряду со струн. квартетом принадлежит к наиболее распространённым разновидностям камерной музыки и происходит от старинной трио-сонаты (sonata a tre) 17-18 вв., предназначавшейся для 3 концертирующих инструментов (напр., 2 скрипок и виолы да гамба), к к-рым нередко присоединялся 4-й голос (фп., орган и др.), ведущий партию basso continuo (А. Корелли, А. Вивальди, Дж. Тартини). Классич. тип инстр. Т. основан на сонатно-циклич. форме. Ведущее место занимает жанр фп. Т. (скрипка, виолончель, фп.), зародившийся в сер. 18 в. в творчестве композиторов мангеймской школы. Первые классич. образцы - фп. трио Й. Гайдна, в к-рых ещё не достигнута самостоятельность голосов. В трио В. А. Моцарта и ранних трио Бетховена (ор. 1) гл. роль принадлежит фп. партии; трио Бетховена ор. 70 и ор. 97, относящиеся к периоду творческой зрелости композитора, отличаются равноправием всех участников ансамбля, развитостью инстр. партий, сложностью фактуры. Выдающиеся образцы фп. Т. создали Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, П. И. Чайковский ("Памяти великого художника", 1882), С. В. Рахманинов ("Элегическое трио" памяти П. И. Чайковского, 1893), Д. Д. Шостакович (ор. 67, памяти И. И. Соллертинского). Реже встречается жанр струн. Т. (скрипка, альт, виолончель; напр., струн. трио Гайдна, Бетховена; струн. трио Бородина на тему песни "Чем тебя я огорчила", струн. трио С. И. Танеева). Используются также др. сочетания инструментов, напр. в "Патетическом трио" Глинки для фп., кларнета и фагота; трио для 2 гобоев и англ. рожка, трио для фп., кларнета и виолончели Бетховена; трио Брамса для фп., скрипки и валторны и др. Вок. Т. - одна из осн. оперных форм, а также самостоят. произв. для 3 голосов.
3) Средняя часть (раздел) инстр. пьесы, танца (менуэт), марша, скерцо и др., обычно контрастирующая с более подвижными крайними частями. Назв. "Т." возникло в 17 в., когда в орк. произв. средняя часть трёхчастной формы, в отличие от остальных, исполнялась только тремя инструментами.
4) Трёхголосная органная пьеса для 2 мануалов и педали, в к-рой благодаря разл. регистровке клавиатур создаётся тембровый контраст между голосами.
Литература: Гайдамович Т., Инструментальные ансамбли, М., 1960, М., 1963; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; Миронов Л., Трио Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели, М., 1974.
И. Э. Манукян