Хабанера (испан. habanera, от названия города La Habana — Гавана) — кубинские танец и песня, генетически восходящие к европейскому контрдансу, завезённому на Кубу в конце 18 в.
На протяжении первых десятилетий 19 в. европейский контрданс трансформировался в кубинский контрданс (contradanza cubana) с характерными местными чертами в музыке и хореографии. Эволюция европ. контрданса в X. отразилась в его назв.: сначала contradanza сократилась до danza (букв. — танец), затем danza, к-рая особенно культивировалась в Гаване, получила назв. danza habanera (гаванский танец), позднее первое слово отпало, а второе (прилагательное) субстантивировалось, превратившись в habanera (букв. — «гаванка», «жительница Гаваны»). При этом назв. «хабанера» прочно укоренилось в Испании, а затем и в остальной Европе; на Кубе и в др. странах Лат. Америки одинаково употребительны назв. «данса» и «хабанера», хотя первоначально они обозначали несколько отличные друг от друга формы.
Хабанера, как и контрданс, представляет собой коллективный парный танец с начальным расположением танцующих в две линии с определённым числом и последовательностью регламентированных фигур. В муз. плане хабанера — двухчастная композиция из двух 8-тактовых периодов, каждый из к-рых повторяется дважды. Размер двухдольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Преобладает натуральный мажор с использованием гл. обр. гармоний I, V и IV ступеней; нередко противопоставление гармонич. минора (1-я часть) и одноимённого, реже параллельного мажора (2-я часть). Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента 2/4
, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы. Однако гл. черты, характеризующие музыку X., заключены не в этой ритмоформуле, являющейся общей для мн. лат.-амер. танцев и песен, а в мелодич. линии — «эмоционально открытой, нежной, сладостной и элегантной одновременно» (Grеnet E., Musica popular cubana, Habana, 1939, с. 24), использующей постоянную ритмич. группировку 2/4
или более острую 2/4
, что придаёт ей особую гибкость и создаёт биритмич. эффект: пять длительностей в мелодии и четыре в аккомпанементе на каждый такт. Первые образцы X. встречаются среди фп. контрдансов М. Саумеля Робредо; так, его контрданс «Красивая девочка» («La niсa bonita») представляет собой типичную X.:
Позже эталоном для бесчисленных пьес этого жанра стала знаменитая «Голубка» («La paloma») испан. комп. Себастьяна Ирадьера, написанная в 1850-х гг. и завоевавшая популярность во всём мире. Другая его X. «El arreglito» (опубл. 1862, Мадрид) использована Ж. Бизе, ошибочно принявшим её за нар. песню, для X. в опере «Кармен». Классич. X., созданными кубин. композиторами, являются X. «Ты» («Tъ») Э. Санчеса де Фуэнтес, также пользующаяся мировой известностью, и «Цветок Юмури» («Flor de Yumurн») X. Анкермана (см. колонку 1010). Период наибольшей популярности X. — 2-я пол. 19 в. Как танец X. довольно быстро вышла из употребления, вытесненная дансой и позднее дансоном, песенная же форма X. сохраняла своё значение до нач. 20 в.
Ещё в 1850-60-х гг. X. распространилась по всей Лат. Америке, будучи особенно популярной в Мексике, странах Карибского бассейна, а также Ла-Плате, где она сыграла определённую роль в формировании креольского танго. В Испании X. оставалась принадлежностью преим. муз. быта нек-рых портовых городов, в первую очередь Кадиса и Бильбао, но не закрепилась в собственно нар. муз. среде. Жанр X. использовали в своём творчестве, помимо Бизе, Э. Шабрие, К. Дебюсси, М. Равель, Д. Обер, Э. Альфтер и др.
П. А. Пичугин
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.