Аренский. Струнные квартеты

String Quartets

Композитор
Жанр
Страна
Россия

Характерная черта камерно-инструментальных ансамблевых сочинений Антона Степановича Аренского – претворение задушевных интонаций, распространенных в бытовом музицировании, в строгой классической схеме музыкальной формы. Число произведений, созданных композитором в данном жанре, невелико – два струнных квинтета, два фортепианных трио и фортепианный квинтет – но все эти сочинения обладают несомненными художественными достоинствами.

Струнный квартет № 1 до мажор Аренский создал в юности. Это очень светлое произведение, и хотя ему свойственны некоторые недостатки формы, они искупаются лирическим обаянием Квартета. Темы первой части контрастны, но не конфликтны: с изящной, скерциозной главной партией сопоставляется повествовательная, спокойная побочная. Вторая часть отличается уравновешенностью чувств, а в качестве среднего раздела в ней присутствует фуга с очень энергичным ритмом. В третьей части использует жанр менуэта, а финал представляет собою вариации на тему русской народной плясовой песни «Ой, Иван». Произведение было тепло принято публикой и одобрено известными музыкантами – в частности, Петр Ильич Чайковский в одном из писем к Надежде Филаретовне фон Мекк одобрительно высказывается о Первом квартете, отмечая, что особенно ему нравятся вторая часть и заключительная.

Струнный квартет № 2 ля минор необычен по инструментальному составу. Как правило, в состав струнного квартета входят скрипки – первая и вторая, альт, а также виолончель, Аренский же создал произведение для одной скрипки, альта и двух виолончелей. Композитор работал над ним в конце 1893 – начале 1894 гг., Аренский посвятил произведение памяти Чайковского, чей уход из жизни переживал тяжело. Это определило облик сочинения, проникнутого элегически-скорбными настроениями (этим же объясняется и инструментальный состав: добавление второй виолончели при исключении второй скрипки сделало звучание ансамбля более сумрачным, «темным», что идеально подходило для воплощения образов скорби).

Первая часть – Moderato – открывается мелодией, позаимствованной композитором из православного песнопения «Надгробное рыдание творяще песнь аллилуйя», которое является частью панихиды (поминальной службы). Эта сурово-скорбная тема задает тон всей первой части, пронизывая ее музыкальную ткань. Главная партия возникает в контрапунктическом сочетании с нею, но при этом контрастирует ей своей порывистостью, страстным характером. Та же скорбная тема сопровождает лирически-светлую побочную партию, патетически звучит в разработке, предвещая начало репризы, она же и завершает первую часть, подчеркивая ее скорбный характер.

Если в первой части Аренский цитирует богослужебную тему, связанную с понятием смерти, то во второй части – Moderato – возникает другая цитата, позаимствованная из произведения Петра Ильича Чайковского, проникнутого глубоким духовным смыслом – «Легенды» на стихи Алексея Николаевича Плещеева («Был у Христа-младенца сад»). Углубленно-сосредоточенная хоральная мелодия «Легенды» идеально вписывается в образный строй Второго струнного квартета. Композитор использует ее в качестве темы вариационного цикла. В первоначальном изложении вокальная природа темы подчеркивается инструментовкой: первые две фразы скрипка «пропевает» тему, поддерживаемая пиццикато, затем инструменты объединяются в хоральной фактуре, напоминающей хоровое пение. В развитии темы Аренский использует разнообразные приемы варьирования: возникают контрастные сопоставления – как динамические, так и темповые, тема изменяет свою ладовую структуру, голоса ансамблевой фактуры переплетаются в канонических имитациях, staccato сопоставляется с legato, насыщенная музыкальная ткань сменяется легкой и прозрачной, возникают то печальные и трепетные интонации, то решительные и патетические – поистине, Аренский раскрывает все возможности, которые предоставляет лаконичная и сдержанная, но очень выразительная мелодия Чайковского. Но и здесь напоминает о себе скорбное заупокойное песнопение – этот мотив, задававший тон первой части – возвращается в коде второй части как напоминание о неотвратимости смерти, о тяжести утраты.

В третьей части Второго струнного квартета – Finale: Andante sostenuto – Allegro moderato – тоже появляются две цитаты, противоположные по образно-смысловому содержанию. Одна из них, как и основной мотив первой части, позаимствована из богослужебной практики, связанной с поминовением усопших – «Со святыми упокой», она открывает третью часть. Но за скорбным вступлением следует фуга, основанная на мелодии песни «Слава», которую неоднократно использовали русские композиторы (она появляется в «Псковитянке» и «Царской невесте» Николая Андреевича Римского-Корсакова, в «Борисе Годунове» Модеста Петровича Мусоргского»). Этот финальный апофеоз воспринимается как прославление великого композитора Петра Ильича Чайковского, который вечно будет жить в своих творениях.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама