Концерт для фортепиано с оркестром No. 2 си мажор, Op. 100 (1917)
Второй фортепианный концерт, написанный в 1917 году, но задуманный на четверть века раньше (Главные мысли концерта, как сообщал композитор Г. П. Орлову в письме от 30 сентября 1931 года, возникли еще в 90-х годах. В 1893 году Римский-Корсаков спрашивал Глазунова: «А концерт что поделывает?». В комментарии к письму ошибочно указано, что этот вопрос относится к скрипичному концерту.), отличается от Первого большей монументальностью и виртуозной широтой размаха. В характере его тематизма явственно ощущаются отголоски кучкистских корсаковского-бородинских музыкальных образов. Весь его тематический материал вырастает из вступительного построения, напоминающего строгие, неторопливо развертывающиеся мелодии знаменного распева.
Подобно единственному фортепианному концерту Римского-Корсакова он написан в листовской одночастно-циклической форме с широким использованием вариационно-вариантных методов образной трансформации темы. При этом отдельные тематические разделы разрастаются до размеров самостоятельных частей цикла.
Широко и пространно изложенная тема во вступительном Andante sostenuto превращается в главной партии в энергичную стремительно взлетающую октавную фигуру (Allegro, цифра 10). Основой побочной партии, одновременно выполняющей функцию медленной части сонатного цикла (Andante, цифра 24), становится мелодический оборот типа зовов, закликаний, впервые возникающий в переходном построении от вступления к главной партии.
После сравнительно краткой разработки появляется скерцозный эпизод (Allegretto scherzando, цифра 42) и далее зеркальная реприза с обратной последовательностью тем главной и побочной партии. Заключительное построение, в котором тема, звучащая в оркестре, сопровождается мощными массивными аккордами фортепиано, напоминает симфонические финалы Глазунова в духе торжественного праздничного шествия, но облеченные в блестящий виртуозный наряд.
Ю. Келдыш
Фортепианное творчество Глазунова →