Аппассионата

Категории словаря

«Ничего не знаю лучше Аппассионаты, готов слушать ее каждый день… Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю, вот какие чудеса могут делать люди», — так передает М. Горький слова Владимира Ильича Ленина об одной из сонат Л. Бетховена.

Фортепианная соната № 23 фа минор соч. 57 была написана композитором в 1806 году. Вернее — записана в этом году, так как сочинил ее Бетховен раньше, но в течение двух лет она оставалась не записанной. Название «Аппассионата» — страстная — было дано этой музыке не ее автором, однако оказалось настолько удачным, что сохранилось поныне. Современники чувствовали, что соната имеет конкретную программу, пытались узнать ее. Но на вопрос о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите „Бурю“ Шекспира».

Действительно, в «Аппассионате» бушуют страсти шекспировского масштаба, однако облик их иной — современный Бетховену. Слышатся отзвуки музыки Великой французской революции: и напев «Марсельезы» в конце первой части, и стихийная героическая пляска финала.

Вообще же термин appassionato, происходящий от итальянского appassionare — возбуждать страсть, — применяется для обозначения характера исполнения музыкального произведения.

Л. В. Михеева


«Страстная» — так назвал Бетховен одну из гениальнейших своих сонат для фортепиано. Это название так и осталось в истории музыки единственным. Никто и не пытается соперничать с Бетховеном.

Но весьма часто итальянское слово appassionato употребляют для обозначения в музыке страстности, взрывчатости, пылкости, страдания. Страсть и страдание в итальянском языке обозначаются одним словом passione. Иногда в русском языке эти слова синонимы. В двух случаях, если точно. В одном вы и сами часто употребляете, когда говорите про кого-то, что он страдает по кому-то, то есть страстно влюблен. В другом — это повелось издавна — «страстями» называют страдания Иисуса Христа. Поэтому христиане отмечают «страстную неделю», «страстную пятницу». «Страстями» называется и театрализованный жанр ораториальной музыки на сюжет Евангелия, в котором рассказывается о страданиях Иисуса. «Страсти» в данном случае — русский аналог западных пассионов. Эти представления были призваны не только укрепить веру христиан в Бога, но вызвать в них сострадание, облагораживающее душу человека.

М. Г. Рыцарева

реклама

вам может быть интересно

Глинка Михаил Биографии
Assemble, ассамблё Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Струнный оркестр Термины и понятия
Библиотеки музыкальные Термины и понятия
Котильон Балет и танец
Ferme, ферме Балет и танец
Маска Термины и понятия
Хорал Термины и понятия
Мистерия Термины и понятия
Колокольчики Музыкальные инструменты
Туркменский балет Балет и танец
Постлюдия Термины и понятия

Реклама