Характерный танец

Категории словаря
Адольф Больм в партии Половчанина. «Половецкие пляски», постановка 1909 года

Характерный танец (франц. danse de caractere, danse caracteristique) — одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца.

В нач. 19 в. термин служил определением танца в характере, в образе. Использовался преим. в интермедиях, в которых действующими лицами были ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и др. Танцы строились на движениях, характеризующих данный персонаж, часто включались бытовые жесты; композиция была менее строгой, чем в классич. танце. В нач. 19 в. К. Блазис стал называть Х. т. любой нар. танец, поставленный в балетном спектакле. Это значение термина сохраняется и в 20 в. В России интерес к претворению на сцене танц. фольклора возрос в нач. 19 в. в связи с событиями Отечеств. войны 1812. В дивертисментах И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского, И. К. Лобанова рус. танец становился ведущим.

Процесс превращения нар. танца в характерный активизировался в период расцвета романтич. балета в спектаклях Ф. Тальони, Ж. Перро, Ш. Дидло, где эстетика романтизма обусловливала нац. колорит, а Х. т. либо воссоздавал быт, противопоставленный ирреальному миру сильфид и наяд, либо романтизировался. В балете этого периода гл. выразит. средством исполнителей Х. т. становится гротеск. Нац. характер, нац. образ Х. т. в классич. балетах оставался подлинным, достоверным. Образцы Х. т., созданные М. И. Петипа и Л. И. Ивановым, сохраняли настроение и колорит, необходимый для развития сюжета спектакля. Балетмейстеры и танцовщики школы классического танца строили Х. т. на основе этой школы.

В кон. 19 в. создан экзерсис Х. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина), где разл. движения нар. танца исполнялись в строгих рамках школы классического танца. Это позволило при постановке Х. т. использовать законы хореографич. симфонизма — создание определённых пластич. тем, контрапункта и др.

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма («Половецкие пляски»; «Арагонская хота» на муз. Глинки). В «Половецких плясках», опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах «Ледяная дева», «Коппелия»; «Светлый ручей» Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном искусстве 1930-60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. («Сердце гор»; «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого, «Весенняя сказка» Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, «Шурале», «Каменный цветок» и др.). Классический танец обогащался благодаря Х. т., усвоив некоторые из его выразит. средств. Одновременно понятие «Х. т." расширялось, включив в себя первоначальное значение — танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Литература: Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А., Основы характерного танца, вступ. ст. Ю. Слонимского, Л. — М., 1939; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX в., Л. — М., 1958; её же, Русский балетный театр второй пол. XIX в., Л. — М., 1963; её же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1 — Хореографы, Л., 1971; Стуколкина Н., Четыре экзерсиса, М., 1972; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Г. Н. Добровольская
Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

реклама

вам может быть интересно

Одесса музыкальная Национальные культуры
Киргизская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Симфониетта Музыкальные жанры
Примадонна Опера, вокал, пение
Молдавская музыка Национальные культуры
Сицилиана Музыкальные жанры
Дублин музыкальный Национальные культуры
Запевала Термины и понятия
Вертикаль в музыке Теория музыки
Оперные театры Опера, вокал, пение

Реклама