Библиотеки музыкальные

Категории словаря

Библиотеки музыкальные (от греч. bibliotnxn — книгохранилище) — собрания печатной муз. лит-ры (нот и книг), предназначенные для обществ. или индивидуального пользования. Б. м. хранят также собрания рукописных муз. материалов, конц. программ, муз. иконографию, имеют дискотеки и фонотеки, архивы микрофильмов и фотограмм (фотокопий), занимаются библиография, и информац. работой, ведут спец. каталоги и картотеки, разрабатывают методику муз.-библиотечной работы. Точная дата возникновения Б. м. неизвестна. Предполагается, что в б-ках гос-в древних цивилизаций (Ассирии, Вавилоне, Египте, Иудее) уже начинали собирать муз. рукописи. Известно, что в крупнейшей б-ке античного мира — Александрийской — находились музыкальные материалы. В ср. века монастыри, церкви, церк. певческие школы хранили нотные рукописи и муз.-теоретич. трактаты. С основанием в 13–14 вв. ун-тов в Париже, Оксфорде, Кембридже, Праге, Болонье в их б-ках собиралась музыкальная лит-ра.

Рост светской музыкальной культуры в эпоху Возрождения, изобретение нотопечатания способствовали распространению коллекционирования книг по музыке и нотных изданий. Их собирали любители книг и нот, мн. меценаты. Среди частных муз. б-к того времени известны богатейшие Б. м. Фуггеров в Аугсбурге, герцогов Медичи во Флоренции (т.н. Библиотека Медичи — Лауренциана) и др. В 16 в., в эпоху Реформации Б. м. создавались при протестантских школах, особенно в нем. княжествах. В 16–17 вв. возникли дворцовые б-ки, располагавшие большими собраниями муз. лит-ры. Позднее на их основе были организованы гос. б-ки (напр., Нац. б-ка в Париже). Крупными личными Б. м. владели в 18 в. муз. учёные: С. Броссар, Дж. Б. Мартини (падре Мартини), И. Форкель, Дж. Хокинс, Ч. Бёрни и др. Б-ка Броссара составила один из ценнейших разделов муз. отдела Нац. б-ки в Париже, Хокинса и Бёрни — муз. отдела Британского музея в Лондоне, муз. лексикографа Э. Л. Гербера — муз. отдела Австрийской нац. б-ки в Вене и др. Одна из первых в Европе публичных Б. м. организована в 1894 изд-вом Петерса в Лейпциге. К концу 19 в. мн. европ. муз. об-ва, академии, консерватории имели собств. Б. м. Среди известных зарубежных Б. м.: б-ка академии «Санта-Чечилия» в Риме, гор. б-ка в Болонье (осн. 1798), Об-ва друзей музыки в Вене (осн. 1819), Муз. департамент Нац. б-ки в Париже, муз. отделы Британского музея в Лондоне, Гос. б-ки в Берлине (осн. З. Деном), Б-ки Конгресса в Вашингтоге, Австрийской нац. б-ки в Вене. Крупнейшее частное собрание — б-ка А. Корто в Лозанне.

В 1951 в системе ЮНЕСКО создана Междунар. ассоциация муз. б-к. В её задачи входят: созыв междунар. конгрессов, постановка вопросов, связанных с научной разработкой каталогизации и музыкальной библиографии, издание спец. журн. («Fontes Artis Musicae»), составление т.н. «Международного репертуара музыкальных источников» («Repertoire International des Sources Musicales (RISM), «Международного репертуара литературы о музыке» («Repertoire Internationale de Litterature Musical» (RILM)) и др.

Библиотеки музыкальные в России

Старейшая русская муз. библиотека — хранилище нотных рукописных книг хора «государевых певчих диаков» в Москве (кон. 15 в.). В ней находились соч. первых рус. композиторов духовной музыки. При Петре I «государевы певчие диаки» были переведены в Петербург. С воцарением в 1727 Петра II местопребыванием хора вновь стала Москва; вместе с хором перевозились и нотные книги. После смерти Петра II в. 1730 состав хора был сокращён, а часть книг передана в Оружейную палату и позднее поступила в др. моск. хранилища. В дальнейшем хор был снова переведён в Петербург. С реорганизацией в 1763 хора в Придворную певческую капеллу все оставшиеся нотные книги вошли в состав библиотеки капеллы. Собрания древнерусских певческих рукописей крюковой и линейной нотации имелись также в монастырях (б-ка Соловецкого монастыря и др.). духовных учебных заведениях (Петербургской, Московской, Казанской духовных академиях).

Ценным собр. рукописей церк. пения располагала б-ка Моск. синодального уч-ща. В нач. 1901 в ней числилось 1200 назв. церк. нотных книг, дававших богатый материал для изучения истории церк. пения в России (в наст. время находится в Гос. историч. музее, Москва).

Значит. нотная лит-ра (вок. и инстр.) была собрана в имп. Эрмитажной б-ке и, в особенности, в Нотной б-ке имп. т-ров в Петербурге. В 18 — 1-й пол. 19 вв. нотные б-ки существовали при крупных крепостных т-рах и вок.-инстр. капеллах (Шереметевых, Строгановых, К. А. Разумовского и др.).

С основания в 1859 РМО Б. м. создаются при нек-рых местных отделениях РМО, а затем при петерб. и моск. консерваториях. Одной из обширнейших Б. м. была б-ка придв. оркестра в Петербурге (осн. в 1882), насчитывавшая к 1917 ок. 12 000 экземпляров нот, книг и иконографич. материалов. Науч. Б. м. была организована об-вом «Музыкально-теоретическая библиотека» (осн. в 1908 в Москве); на 1913 в ней насчитывалось св. 11 000 экземпляров книг и нот. В 1911 это же об-во открыло первую в России муз. читальню им. Н. Г. Рубинштейна. Накопление и расширение книжных и нотных фондов Б. м., существовавших при разл. об-вах, происходило в огранич. размерах, в основном за счёт частных пожертвований.

В сов. время Б. м. пополняются и обогащаются за счёт средств, отпускаемых гос-вом. Муз. отделы основаны в крупных б-ках союзных и автономных республик. Создана система методич. руководства Б. м., введена централизация библиотечной обработки муз. материалов.

Крупнейшие библиотеки музыкальные в СССР

1) Центральная музыкальная библиотека Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Одно из богатейших нотохранилищ в мире. Возникла в 1-й пол. 18 в. как библиотека Придворного т-ра, имела целью обслуживание потребностей оперного репертуара т-ра (первоначальное назв.: Нотная контора, позднее Нотная б-ка имп. т-ров). В фондах б-ки хранятся оперные произв. первых иностр. композиторов, служивших при имп. дворе, сочинения рус. музыкантов, репертуар бывших имп. т-ров, отражающие историю развития муз. т-ра в России. После Великой Окт. революции б-ка была передана в управление акад. т-ров, а с 1934 вошла в состав Т-ра оперы и балета имени С. М. Кирова. В дальнейшем её фонды пополнились нотной б-кой-Народного дома. На 1971 количество нотных назв. в б-ке превышало 27 000, а всего здесь хранится более 200 000 экземпляров партитур, клавиров, орк. партий и др. нотных материалов. Б-ка располагает редким собр. нотных рукописей, муз. автографов рус. и зарубежных композиторов. Б-кой-мн. годы заведовал Б. В. Асафьев.

2) Библиотека Ленинградской академической капеллы имени М. И. Глинки. Возникла в 18 в. в связи с организацией капеллы придворных певчих (в 1763–1917 — Придворная певческая капелла). Назначение б-ки и характер хранившихся в ней нотных материалов определялись деятельностью капеллы, принимавшей участие как в придв. церк. службах, так и в спектаклях придв. оперного т-ра. В б-ке были сосредоточены духовные сочинения, исполнявшиеся капеллой, а с 1816 и рукописные экземпляры всех духовных произв. рус. композиторов (публиковались только с разрешения директора капеллы), клавиры и хор. голоса мн. опер, а также копии партитур и хор. голосов ораторий и кантат, исполнявшихся капеллой в концертах Филармонич. об-ва и в собств. конц. зале. В 1904–23 б-кой-заведовал знаток церк. музыки А. В. Преображенский. В советское время б-ка пополнилась всеми написанными сов. композиторами хор. произв., как a cappella, так и ораториально-кантатными. Хранившиеся в её фондах редкие рукописи и издания в 1933 были переданы для науч. работы во вновь организованные муз. учреждения (Науч.-исследовательский ин-т-ра, музыки и кинематографии, нотный отдел Гос. публичной б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина, частично в б-ку Ленингр. филармонии и др.). На 1971 общий фонд б-ки составлял 15 085 экземпляров, из них — 11 139 партитур и клавиров, 2060 назв. хор. голосов (от 50 до 200 экземпляров в каждом назв.), 1786 экземпляров книг и журналов по музыке.

3) Библиотека Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Создана в 1862, одновременно с открытием Петерб. консерватории, на базе б-ки Симф. об-ва (осн. в 1859). Её фонды первоначально составили принесённые в дар личные б-ки крупных муз. деятелей, связанных с РМО (собр. книг и нот А. Г. Рубинштейна, В. В. Кологривова, Мих. Ю. Виельгорского и др.). В 1870 М. П. Азанчевский передал б-ке своё ценнейшее собрание книг по музыке (св. 3000 томов) и коллекцию муз. автографов, в 1872 А. И. Рубец — личную б-ку, содержащую рукописи A. С. Даргомыжского. В 1896 к б-ке перешло собр. книг и нот Н. Я. Афанасьева, включающее все его изданные сочинения и муз. рукописи. В сов. время фонды б-ки значительно расширились. В 1937 был создан рукописный отдел, составляющий св. 6000 единиц хранения, гл. обр. автографов рус. композиторов. На 1971 в б-ке насчитывалось ок. 112 000 нотных изданий и св. 100 000 книг и муз. журналов.

4) Библиотека Ленинградской филармонии. Возникла в 1882 при Придворном оркестре (т.н. Придворный музыкантский хор, объединявший дух. и симф. оркестры). Первоначально состояла из лит-ры для дух. оркестра. В дальнейшем пополнялась симф., а также камерной, вокальной и фп. лит-рой. В дореволюц. время обслуживала исключительно Придворный оркестр. С реорганизацией его в окт. 1917 в Гос. симф. оркестр ему была передана и б-ка, к-рая в 1921 перешла в ведение Ленингр. филармонии. В состав нотного фонда б-ки вошли также б-ки частных собраний и муз. об-в (быв. оркестра А. Д. Шереметева, Павловского вокзала, петербургского хорового об-ва Singakademie, частично б-ка А. И. Зилоти и др.). В 1932 часть рукописных материалов и книг была передана муз. отделу Гос. Эрмитажа, в 1938 — рукописному отделу Гос. публичной б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина. Осн. часть фонда б-ки составляют нотные издания, в их числе: орк. лит-ра (коллекции партитур и орк. голосов), являющаяся осн. базой конц. деятельности филармонии, а также клавираусцуги и камерно-инстр. лит-ра. Среди собрания оперных партитур — старинные издания опер зарубежных композиторов. На 1971 общий фонд нотной и книжно-журнальной лит-ры составлял ок. 140 000 экземпляров. Кроме того, в б-ке имеется собрание иконографич. материалов (ок. 15 000 экземпляров), афиши и программы всех концертов филармонии, обширная коллекция газ. вырезок (ок. 300 000 экземпляров). С 1936 б-ка ведёт справочно-библиографич. работу.

5) Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Организована в 1866 на базе личного собрания нот и книг по музыке Н. Г. Рубинштейна, переданного им Муз. классам Моск. отделения РМО (открыты в 1860). В 1869 в б-ку поступила крупная коллекция нот и книг по музыке В. Ф. Одоевского, в 1872 ей были переданы библиотечные фонды Моск. отделения РМО (в т. ч. рукописное наследие А. Н. Верстовского), в 1888 б-кой-приобретено нотное собр. А. Я. Скарятина, включавшее копии муз. соч. композиторов 16–18 вв., затем — б-ка С. И. Танеева. Б-ка систематически пополнялась также педагогич. муз. лит-рой и книгами, передававшимися ей изд-вом П. И. Юргенсона. Отсутствие средств крайне замедляло рост фондов. В сов. время деятельность б-ки значительно расширилась. В 1924 в неё влилась крупная б-ка Российской Академии художеств. наук (rAXH), в состав к-рой входила б-ка об-ва «Музыкально-теоретическая библиотека», часть фондов расформированной Хоровой академии (быв. Синодальное уч-ще); в 1928 приобретена нотная коллекция певицы А. В. Панаевой-Карцевой, в 1934 — б-ка H. P. Финдейзена, в том же году б-ке была передана часть фондов муз. отдела б-ки АН СССР (св. 16 000 экземпляров редких изд.) и др. Хранившиеся в б-ке обширная коллекция подлинных рукописей мн. композиторов и ряд архивных материалов переданы в 1941 в Центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки. Нотный фонд библиотеки на 1971 составлял ок. 520 000, книжный — 150 000 экземпляров. В 1956 библиотеке было присвоено имя С. И. Танеева. В библиотеке имеются отделы, проводящие большую научную и методическую работу: справочно-библиографический отдел редких книг, рукописей и др.

6) Библиотека Государственного центрального музея музыкальной культуры имени M. И. Глинки в Москве. Организована одновременно с музеем в 1938. В б-ке музея на 1971 насчитывалось (совм. с б-ками её филиалов в Музее-квартире А. Б. Гольденвейзера и Творческой лабораторией дирижёрского мастерства им. Н. С. Голованова) 38 859 книг по музыке на рус. и иностр. языках, 59 025 нотных изданий, 34 621 афиша и программа (в осн. со 2-й пол. 19 в.), а также ок. 70 000 газетных вырезок. В составе б-ки: отдел редких изданий (ок. 2000 первых изданий соч. А. А. Алябьева, А. Е. Варламова, А. Л. Гурилёва, А. С. Даргомыжского, Л. Бетховена и др.), именные собрания книг и нот выдающихся сов. музыковедов и фольклористов (Б. Л. Яворского, Р. И. Грубера, П. А. Ламма, К. В. Квитки, В. М. Беляева и др.), а также книги и ноты с дарственными надписями и автографами композиторов и муз. деятелей (Д. И. Аракишвили, А. С. Аренского, Б. Бартока, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, А. К. Лядова, Н. Я. Мясковского, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, П. И. Чайковского, Ф. Шопена и др.).

7) Крупные фонды нот и книг по музыке сосредоточены в нотных отделах Гос. публичной б-ки им. M. E. Салтыкова-Щедрина и Гос. б-ки СССР им. В. И. Ленина, а также в б-ке Томского ун-та (собрание редких нотных и книжных изд. 18 в. Строгановых), в Б-ке АН УССР (нотное собрание крепостной капеллы К. А. Разумовского), в б-ках музеев — Историческом музее (собрание др.-рус. церк. певческих книг крюковой и линейной нотации), Дворце-музее в Останкино (нотная б-ка крепостного т-ра Шереметевых); в Нотнице изд-ва «Музыка» (Москва) и др. Ценные материалы имеются в б-ках науч. учреждений, в т. ч. Науч.-исследоват. ин-те театра, музыки и кинематографии в Ленинграде; здесь хранятся книги по музыке и ноты из б-к Н. А. Римского-Корсакова, Э. Ф. Направника, А. И. Зилоти, уникальная коллекция печатных муз. произв. А. Г. Рубинштейна, муз. рукописи и др., а также материалы по музыке и муз. т-ру в собрании рукописей и первопечатных изданий сектора источниковедения ин-та (личные фонды и собрания М. И. Глинки, А. П. Бородина, А. К. Глазунова и др., включающие рукописи композиторов, переписку, документы, коллекции нотных рукописей и др.). На 1971 в фонде библиотеки ин-та насчитывалось 41 527 книг на русском и иностранном языках по музыке и 26 146 нотных изданий.

Литература: Стасов В., Автографы музыкантов в имп. Публичной б-ке. Статьи 1–3, «Отечественные записки», 1856, т. 108, 109; также в его Собр соч., т. III, СПБ, 1894, Бессонов П., О судьбе нотных певческих книг, «Православное обозрение», 1864, кн. V и VI, Смоленский С. В., Общий очерк исторического и музыкального значения певческих рукописей Соловецкой библиотеки и «азбуки певчей» Александра Мезенца, «Православный собеседник», 1887, II; его же, О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения, «РМГ», 1899, No 3–5, 12–14 Отчет Общества «Музыкально-теоретическая библиотека» в Москве за первые 4 года его деятельности 1909—1912 гг., No 1, (М., 1913); Римский-Корсаков А. Н., Музыкальные сокровища рукописного отдела Гос. публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л., 1938; Библиотеки и музеи, в кн. Музыкальный Ленинград, Л., 1958; Рачкова А. А., История отдела нот Гос. публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1795–1959, в кн. Труды Гос. публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина, т. VIII(II), (Л., 1960); Научная музыкальная библиотека имени С. И. Танеева. Очерк, М., 1966; Шеффер Т., Черпухова К., Нотозiбрання Розумовських з фондов ЦНБАН УРСР — цiнний документ музичноi культури Украiни XVIII ст., в сб. Украiнське музикознавство, 6, Киiв, 1971.

Библиотечное дело: Единые правила описания произведений печати для библиотечных каталогов, ч. 4, М., 1963, ч. 7, М., 1968; Библиотечно-библиографическая классификация Таблицы для научных библиотек. Вып. XXI, М., 1964.

И. M. Ямпольский
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Брасс-квинтет Термины и понятия
Кабардино-Балкарская музыка Национальные культуры

рекомендуем

смотрите также

Мадригальная комедия Термины и понятия
Бельгийский балет Балет и танец
Гусли Национальные культуры
Джаз Термины и понятия
Напев Термины и понятия
Музицирование Термины и понятия
Дирижёр Термины и понятия
Double, дубль Балет и танец
Австрийский балет Балет и танец

Реклама