Арсений Михайлович Авраамов

Дата рождения
10.04.1886
Дата смерти
19.05.1944
Профессия
Страна
СССР
Арсений Михайлович Авраамов

Арсений Михайлович Авраамов (10 (22) апреля 1886, Малый Несветай Ростовского округа ― 19 мая 1944, Москва) — русский советский музыкальный теоретик, фольклорист и композитор.

Арсений Михайлович Авраамов… Это имя мало знакомо современному слушателю, оно не вошло в учебники музыкальной литературы, музыку этого композитора крайне редко можно услышать в концертных залах. Между тем, один из современников-музыковедов полуиронично-полусерьезно назвал его «Бахом нашего времени»: если Иоганн Себастьян Бах в XVII столетии стал апологетом темперированного строя, то Авраамов в ХХ веке поставил себе цель разрушить его, и это была не единственная новаторская идея композитора-авангардиста.

Родина композитора – хутор Малый Несветай, расположенный недалеко от Новочеркасска. Он появился на свет в семье генерал-майора Донского войска Михаила Харитоновича Краснокутского, который предпочитал именоваться Авраамовым, поскольку фамилию Краснокутский носили многие односельчане. Так впоследствии поступил и Арсений Михайлович, но по другой причине: в первые годы революции родство с офицером Донского войска следовало тщательно скрывать… Впрочем, это было гораздо позднее, а до революции происхождение помогло ему поступить в кадетский корпус в Новочеркасске.

Обучаясь в кадетском корпусе, он интересовался музыкой: осваивал различные инструменты, сочинял. Но интересы его не ограничивались искусством: пятнадцатилетний Арсений организовал политический кружок, действовавший тайно. Кумирами Авраамова и его друзей были декабристы и деятели Великой французской революции. Завершая учебу в 1903 г., они клялись друг другу отдать жизнь за свободу, а Авраамов начал работать над оперой о Степане Разине.

Желания быть военным у Арсения не было, но, поскольку он не достиг совершеннолетия, все решили за него, отправив юношу в Санкт-Петербург, в Михайловское училище. Там он демонстрировал блестящие результаты по математике, артиллерии и химии, но не успевал по всем остальным предметам – не из-за отсутствия способностей, а из-за того, что сам он называл «саботажем учебы». Он хотел, чтобы его отчислили из ненавистного училища – и добился своего.

В 1906 г. он отправился в Москву, где поступил в Музыкально-драматическое училище, существовавшее при Филармоническом обществе. В студенческие годы он не только создавал музыку, но и писал статьи о донском музыкальном фольклоре, которые публиковались в «Летописи», «Музыкальном современнике» и других журналах.

Завершив учебу, Авраамов отправился в родные края. Здесь – на Дону – он проявил себя как музыкальный просветитель и исследователь фольклора. Он читал лекции на музыкальные темы, организовывал концерты в читальнях, ездил в фольклорные экспедиции по станицам. Правда, собирание песен он совмещал с политической агитацией, и в конечном итоге эти факты всплыли. Спасаясь от ареста, Авраамов бежал из Российской империи. Находясь за границей, он зарабатывал, как мог – работал на пароходе кочегаром, выступал в качестве гимнаста и даже клоуна, музыкальное творчество его в ту пору сводилось в основном к созданию музыки к спектаклям и цирковым представлениям.

Октябрьская революция, которую Авраамов – в соответствии со своими политическими убеждениями – принял с восторгом, позволила ему возвратиться в Россию. Два года он являлся народным комиссаром искусств, позднее занимал должность в Народном комиссариате просвещения. При его участии создавался Пролеткульт. Некоторое время он преподавал в Ростовской консерватории, где знакомил студентов со своими новаторскими идеями. Его система преподавания основывалась на четвертитоновом строе, который, по мнению Авраамова, должен был прийти на смену «грубому» полутоновому. В свою идею композитор верил так свято, что предложил Луначарскому сжечь все рояли (к счастью, Луначарский идею не поддержал).

В своей системе Авраамов видел потенциал развития многих традиционных культур. Подтверждения своей теории он искал в фольклоре Кавказа. С 1935 г. Арсений Михайлович жил в Кабардино-Балкарии. Там была исполнена его грандиозная кантата «Счастье народа» – в действе участвовали 3000 исполнителей (не только музыканты и певцы, но и чтецы, циркачи). Он создавал симфонические сочинения, основанные на кабардинских интонациях – «Удж» (кабардинский танец), увертюра «Аул Батыр», «Кабардинская фантазия» и другие. Он продолжал записывать народные песни Кавказа, причем созданная им музыкальная система позволяла фиксировать мелодии с предельной точностью.

С началом Великой Отечественной войны композитору пришлось покинуть Кабардино-Балкарию. В 1941–1943 гг. он возглавлял народный хор, основанный Павлом Глебовичем Ярковым.

Арсений Авраамов ушел из жизни в 1944 г. и был похоронен на Даниловском кладбище, но где именно находится могила композитора, остается неизвестным.

реклама

вам может быть интересно

Венсан д’Энди Композиторы
Карлос Чавес Композиторы

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Реклама