Миша Дихтер

Misha Dichter

Дата рождения
27.09.1945
Профессия
Страна
США

Миша Дихтер / Misha Dichter

На каждом очередном Международном конкурсе имени П. И. Чайковского появляются артисты, которым удается завоевать особое расположение московской публики. В 1966 году одним из таких артистов стал американец Миша Дихтер. Симпатии аудитории сопутствовали ему с первого же выхода на эстраду, быть может отчасти даже авансом: из конкурсного буклета слушатели узнали некоторые подробности короткой биографии Дихтера, напомнившие им начало пути другого любимца москвичей — Вана Клиберна.

...В феврале 1963 года в зале Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе дал свой первый концерт юный Миша Дихтер. «Это дебютировал не просто хороший пианист, а потенциально великий музыкант, обладающий феноменальным дарованием»,— писала газета «Лос-Анджелес таймс», осторожно добавив, правда, что «в отношении молодых исполнителей не следует забегать вперед». Постепенно известность Дихтера росла — он концертировал по США, продолжал заниматься в Лос-Анджелесе с профессором А. Тзерко, изучал также композицию под руководством Л. Стайна. С 1964 года Дихтер — студент Джульярдской школы, где его воспитательницей становится Розина Левина — педагог Клиберна. Это обстоятельство и было самым существенным...

Молодой артист оправдал ожидания москвичей. Он покорил слушателей непосредственностью, артистичностью, великолепными виртуозными данными. Публика горячо аплодировала его проникновенному прочтению Сонаты ля мажор Шуберта и виртуозному исполнению «Петрушки» Стравинского, сочувствовала его неудаче в Пятом концерте Бетховена, сыгранном как-то вяло, «вполголоса». Дихтер по заслугам завоевал вторую премию. «Его выдающееся дарование, цельное и вдохновенное, привлекает внимание аудитории,— писал председатель жюри Э. Гилельс.— Ему присуща большая артистическая искренность, М. Дихтер глубоко чувствует исполняемое произведение». Вместе с тем было ясно, что его талант еще находится в стадии формирования.

После московского успеха Дихтер не спешил эксплуатировать свои конкурсные успехи. Он завершил учебу у Р. Левиной и постепенно начал наращивать интенсивность концертной деятельности. К середине 70-х годов он объездил уже весь мир, прочно закрепился на концертных эстрадах как артист высокого класса. Регулярно — в 1969, 1971 и 1974 годах — он приезжал в СССР, как бы с традиционными лауреатскими «отчетами», и, к чести пианиста, нужно сказать, всегда демонстрировал неуклонный творческий рост. Следует, правда, отметить, что со временем выступления Дихтера стали вызывать менее единодушные восторги, чем раньше. Связано это с самим характером и направлением его эволюции, которая еще, видимо, не завершилась. Игра пианиста становится более совершенной, мастерство — уверенным, интерпретации — законченными по замыслу и исполнению; осталась и красота звука и трепетная поэтичность. Но с годами юношеская свежесть, почти наивная порой непосредственность уступили место точному расчету, рациональному началу. Кое-кому поэтому сегодняшний Дихтер не так близок, как прежний. Но все же присущий артисту внутренний темперамент помогает ему вдохнуть жизнь в собственные концепции и построения, и в результате общее число его поклонников не только не уменьшается, но и растет. Их привлекает и разнообразный репертуар Дихтера, состоящий в основном из произведений «традиционных» авторов — от Гайдна и Моцарта через романтиков XIX века к Рахманинову и Дебюсси, Стравинскому и Гершвину. Им записано несколько монографических пластинок — произведения Бетховена, Шумана, Листа.

Облик сегодняшнего Дихтера рисуют следующие слова критика Г. Цыпина: «Характеризуя искусство нашего гостя как приметное явление в сегодняшнем зарубежном пианизме, мы прежде всего воздаем должное Дихтеру-музыканту, его без преувеличения редкостному природному дарованию. Интерпретаторское творчество пианиста достигает временами тех вершин художественно-психологической убедительности, которые подвластны лишь таланту самого крупного калибра. Добавим, что драгоценные поэтические озарения — миги высшей музыкально-исполнительской правды — приходятся у артиста, как правило, на элегически созерцательные, духовно сосредоточенные, философски углубленные эпизоды и фрагменты. По складу художественной натуры Дихтер — лирик; внутренне уравновешенный, корректный и выдержанный в любых эмоциональных проявлениях, он не склонен к особым исполнительским эффектам, обнаженной экспрессии, бурным душевным коллизиям. Светильник его творческого вдохновения горит обычно спокойным, размеренно ровным — может быть, не ослепляющим аудиторию, но и не тусклым — светом. Таким выходил пианист на конкурсные подмостки, таков он, в главных чертах, и сегодня — при всех метаморфозах, коснувшихся его после 1966 года».

Справедливость этой характеристики подтверждают и впечатления критиков о концертах артиста в Европе в конце 70-х годов, и его новые пластинки. Что бы ни играл он — «Патетическую» и «Лунную» Бетховена, концерты Брамса, фантазию «Скиталец» Шуберта, Сонату си минор Листа,— перед слушателями неизменно предстает тонкий и умный музыкант скорее интеллектуального, нежели открыто эмоционального плана,- тот самый Миша Дихтер, которого мы знаем по многочисленным встречам,— сложившийся артист, облик которого мало меняется со временем.

Григорьев Л., Платек Я., 1990

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Юрий Николаевич Холопов Музыковеды и театроведы
Рауль Гюнсбург Музыкальные и театральные деятели
Анри Дютийё Композиторы
Шарль Гуно Композиторы

Реклама