Misha Dichter
На каждом очередном Международном конкурсе имени П. И. Чайковского появляются артисты, которым удается завоевать особое расположение московской публики. В 1966 году одним из таких артистов стал американец Миша Дихтер. Симпатии аудитории сопутствовали ему с первого же выхода на эстраду, быть может отчасти даже авансом: из конкурсного буклета слушатели узнали некоторые подробности короткой биографии Дихтера, напомнившие им начало пути другого любимца москвичей — Вана Клиберна.
...В феврале 1963 года в зале Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе дал свой первый концерт юный Миша Дихтер. «Это дебютировал не просто хороший пианист, а потенциально великий музыкант, обладающий феноменальным дарованием»,— писала газета «Лос-Анджелес таймс», осторожно добавив, правда, что «в отношении молодых исполнителей не следует забегать вперед». Постепенно известность Дихтера росла — он концертировал по США, продолжал заниматься в Лос-Анджелесе с профессором А. Тзерко, изучал также композицию под руководством Л. Стайна. С 1964 года Дихтер — студент Джульярдской школы, где его воспитательницей становится Розина Левина — педагог Клиберна. Это обстоятельство и было самым существенным...
Молодой артист оправдал ожидания москвичей. Он покорил слушателей непосредственностью, артистичностью, великолепными виртуозными данными. Публика горячо аплодировала его проникновенному прочтению Сонаты ля мажор Шуберта и виртуозному исполнению «Петрушки» Стравинского, сочувствовала его неудаче в Пятом концерте Бетховена, сыгранном как-то вяло, «вполголоса». Дихтер по заслугам завоевал вторую премию. «Его выдающееся дарование, цельное и вдохновенное, привлекает внимание аудитории,— писал председатель жюри Э. Гилельс.— Ему присуща большая артистическая искренность, М. Дихтер глубоко чувствует исполняемое произведение». Вместе с тем было ясно, что его талант еще находится в стадии формирования.
После московского успеха Дихтер не спешил эксплуатировать свои конкурсные успехи. Он завершил учебу у Р. Левиной и постепенно начал наращивать интенсивность концертной деятельности. К середине 70-х годов он объездил уже весь мир, прочно закрепился на концертных эстрадах как артист высокого класса. Регулярно — в 1969, 1971 и 1974 годах — он приезжал в СССР, как бы с традиционными лауреатскими «отчетами», и, к чести пианиста, нужно сказать, всегда демонстрировал неуклонный творческий рост. Следует, правда, отметить, что со временем выступления Дихтера стали вызывать менее единодушные восторги, чем раньше. Связано это с самим характером и направлением его эволюции, которая еще, видимо, не завершилась. Игра пианиста становится более совершенной, мастерство — уверенным, интерпретации — законченными по замыслу и исполнению; осталась и красота звука и трепетная поэтичность. Но с годами юношеская свежесть, почти наивная порой непосредственность уступили место точному расчету, рациональному началу. Кое-кому поэтому сегодняшний Дихтер не так близок, как прежний. Но все же присущий артисту внутренний темперамент помогает ему вдохнуть жизнь в собственные концепции и построения, и в результате общее число его поклонников не только не уменьшается, но и растет. Их привлекает и разнообразный репертуар Дихтера, состоящий в основном из произведений «традиционных» авторов — от Гайдна и Моцарта через романтиков XIX века к Рахманинову и Дебюсси, Стравинскому и Гершвину. Им записано несколько монографических пластинок — произведения Бетховена, Шумана, Листа.
Облик сегодняшнего Дихтера рисуют следующие слова критика Г. Цыпина: «Характеризуя искусство нашего гостя как приметное явление в сегодняшнем зарубежном пианизме, мы прежде всего воздаем должное Дихтеру-музыканту, его без преувеличения редкостному природному дарованию. Интерпретаторское творчество пианиста достигает временами тех вершин художественно-психологической убедительности, которые подвластны лишь таланту самого крупного калибра. Добавим, что драгоценные поэтические озарения — миги высшей музыкально-исполнительской правды — приходятся у артиста, как правило, на элегически созерцательные, духовно сосредоточенные, философски углубленные эпизоды и фрагменты. По складу художественной натуры Дихтер — лирик; внутренне уравновешенный, корректный и выдержанный в любых эмоциональных проявлениях, он не склонен к особым исполнительским эффектам, обнаженной экспрессии, бурным душевным коллизиям. Светильник его творческого вдохновения горит обычно спокойным, размеренно ровным — может быть, не ослепляющим аудиторию, но и не тусклым — светом. Таким выходил пианист на конкурсные подмостки, таков он, в главных чертах, и сегодня — при всех метаморфозах, коснувшихся его после 1966 года».
Справедливость этой характеристики подтверждают и впечатления критиков о концертах артиста в Европе в конце 70-х годов, и его новые пластинки. Что бы ни играл он — «Патетическую» и «Лунную» Бетховена, концерты Брамса, фантазию «Скиталец» Шуберта, Сонату си минор Листа,— перед слушателями неизменно предстает тонкий и умный музыкант скорее интеллектуального, нежели открыто эмоционального плана,- тот самый Миша Дихтер, которого мы знаем по многочисленным встречам,— сложившийся артист, облик которого мало меняется со временем.
Григорьев Л., Платек Я., 1990