Carl Millöcker
Миллёкер — видный представитель австрийской опереточной школы. Великолепный знаток театра, в совершенстве владеющий спецификой жанра, он, несмотря на отсутствие значительного таланта, создал одну из вершин австрийской оперетты — «Нищего студента», в котором мастерски использовал венские танцевальные ритмы и песенные мелодические обороты. Несмотря на то что и до и после «Нищего студента» им не было создано сколько-нибудь значительных произведений, благодаря одной этой оперетте Миллёкер по заслугам вошел в ряды классиков жанра.
Оффенбаховские сатирические черты в основном чужды композитору. Он только лирик, и произведения его — прежде всего развлекательные комедии с типично венскими музыкальными интонациями, с бытовыми ситуациями и характеристиками. В его музыке звучат ритмы вальса, марша, народные австрийские напевы.
Карл Миллёкер родился 29 апреля 1842 года в Вене, в семье золотых дел мастера. Музыкальное образование он получил в консерватории при Венском обществе друзей музыки. В 1858 году начинается его музыкальная карьера в амплуа флейтиста театрального оркестра. Одновременно юноша начинает сочинять в разных жанрах, от вокальных миниатюр до крупных симфонических произведений. Благодаря поддержке Зуппе, обратившего внимание на способного оркестранта, в возрасте двадцати двух лет он получает место театрального капельмейстера в Граце. Там же он впервые обращается к оперетте, создав две одноактные пьесы — «Мертвый гость» и «Две вязальщицы».
С 1866 года он становится дирижером театра «Ан дер Вин», а в 1868 году дебютирует в столице третьей одноактной опереттой «Целомудренная Диана», написанной под явным влиянием Оффенбаха. После этого в Немецком театре Будапешта ставится его первая полновечерняя оперетта «Остров женщин», в которой ощутимо влияние Зуппе. Спектакли не имеют успеха, и Миллёкер, с 1869 года являющийся директором театра «Ан дер Вин», надолго переключается на создание сопроводительной музыки к драматическим спектаклям.
В конце 70-х годов он вновь обращается к оперетте. Одна за другой появляются «Заколдованный замок» (1878), «Графиня Дюбарри» (1879), «Апаюн» (1880), «Белльвильская дева» (1881), которые создают ему популярность. Следующее же произведение — «Нищий студент» (1882) — ставит Миллёкера в ряды выдающихся творцов оперетты. За этим сочинением появляются «Полковой священник», «Гаспарон» (обе — 1881), «Вице-адмирал» (1886), «Семь швабов» (1887), «Бедный Ионафан» (1890), «Пробный поцелуй» (1894), «Северное сияние» (1896). Однако до уровня «Нищего студента» они подняться не могут, несмотря на то что в каждой из них встречаются отдельные яркие и интересные музыкальные эпизоды. Из них уже после смерти композитора, последовавшей 31 декабря 1899 года в Вене, была скомпонована довольно удачная оперетта «Юный Гейдельберг».
В творческом наследии Миллёкера, кроме многочисленных оперетт и ранних вокальных и оркестровых опусов, — балеты, фортепианные пьесы и большое количество музыки к водевилям и комедиям.
Л. Михеева, А. Орелович