Николай Афанасьев. Камерно-инструментальное творчество

Композитор
Жанр
Страна
Россия

Имя Николая Яковлевича Афанасьева не принадлежит к числу широко известных – его творчество не настолько знакомо публике, как сочинения Петра Ильича Чайковского или Александра Порфирьевича Бородина. При жизни он был известен как концертирующий скрипач-виртуоз (современники даже именовали его «русским Паганини»), но судьбу большинства его произведений тоже нельзя было назвать счастливой: большинство из них не было опубликовано, из четырех опер лишь одна была поставлена, но не имела успеха.

Только камерно-инструментальные сочинения Афанасьева приобрели известность при жизни автора. Композитор создал немало таких произведений, среди них – виртуозная скрипичная соната романтического склада, трио, квартеты и другие камерные ансамбли. Некоторые из них привлекали особое внимание великих современников – например, Николай Андреевич Римский-Корсаков одобрительно отозвался о Струнном квартете № 4 до минор и струнном секстете.

Примечательно, что некоторые камерные сочинения Афанасьева имеют программные заглавия – так, Второй квинтет озаглавлен «Серенада», а Третий – «Воспоминания об Италии». Но особенно удавались композитору образы, непосредственно связанные с русским фольклором. Таков, например, струнный октет «Новоселье» (для двойного состава струнного квартета). В первой части, напоминающей обрядовую картину, особенно оригинальна в ритмическом отношении первая тема, в скерцо русский колорит в особенности ощущается в среднем разделе (трио), имеющем пятидольный размер, характерный для русских народных песен. Чувствуется национальный колорит и в напевной медленной части, и в плясовом финале.

Октет был благосклонно принят при первом исполнении, но интерес к нему был недолгим. Более счастливая судьба выпала на долю другого программного камерно-инструментального сочинения – струнного квартета «Волга». Выбор темы неслучаен – красота великой русской реки была известна композитору не понаслышке. В течение нескольких лет, начиная с 1841 г., Николай Яковлевич работал дирижером в частной опере Шепелева в городе Выксе, расположенном в Нижегородской губернии. Композитор путешествовал по Волге, изучал музыкальный фольклор. Столь глубокое соприкосновение с волжскими песнями нашло отражение в квартете «Волга». Афанасьев не цитирует в нем подлинных народных мелодий – он создает собственные мелодии на основе характерных фольклорных интонаций, и поэтому авторские темы напоминают русские народные песни. В то же время, в музыкальную ткань камерно-инструментального сочинения вплетаются элементы звукоизобразительности.

Первую часть струнного квартета – Moderato – открывает широкая песенная тема, напоминающая русскую протяжную песню, она живописует волжские просторы. Ее изложение характерно для русского фольклора: одноголосный «запев» с последующим подключением других голосов. Появляется новая тема – скерцозная, но в низком регистре к ней присоединяется протяжная. В дальнейшем такой принцип развития сохраняется – объединение столь контрастирующих друг другу тем было новаторским приемом для того времени.

В третьей части – Adagio – обращает на себя внимание своеобразное сочетание интонаций романса и народной песни. Единственное, что помешало Афанасьеву в полной мере воплотить в квартете черты русской песенности – это «перебрасывание» мелодии из одного голоса в другой в процессе ее развертывания, такое «разрывание» мелодий вступает в противоречие с их протяженностью, впрочем, национальный колорит музыки от этого в целом не пострадал.

Прекрасно изучив Поволжье, Афанасьев знал, что его населяют не только русские. Во второй части – Allegretto, а также в одном из разделов рондообразного финала – Allegro non troppo – появляются пентатонические интонации, а также ритмические фигуры, характерные для музыкального фольклора марийцев и чувашей.

Струнный квартет «Волга» был представлен Афанасьевым на квартетном конкурсе, который Русское музыкальное общество проводило в 1860 г. Сочинение было высоко оценено членами жюри – оно удостоилось первой премии (и это был не единственный успех Афанасьева – он удостаивался премий на шести композиторских конкурсах, организованных Обществом: «Вы приезжаете к нам точно за жалованьем», – иронизировал Антон Григорьевич Рубинштейн).

Квартет приобрел весьма значительную популярность – многие ансамбли включали его в свой репертуар, он довольно часто исполнялся. После 1917 г. это сочинение Афанасьева утратило былую известность, и все же изредка его можно услышать. Нельзя не признать, что «Волга» действительно уступает струнным квартетам Чайковского и Бородина по совершенству формы – и все же, когда звучит эта музыка, выросшая из интонаций русской народной песенности, невозможно отделаться от мысли, что имя композитора забыто незаслуженно.

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Струнный квартет No. 10 («Арфовый») Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама