Судьба некогда легендарного венецианского театра «Ля Фениче», безусловно, может радовать геронтофилов, но людям, которым дорого живое искусство, посещать этот театр просто некогда. К тому же театр из-за рабочих разногласий то горит [1], то откладывает премьеры, как это случилось с нынешней «Турандот», которую решили выпустить к 100-летней годовщине со дня смерти Пуччини. Из-за споров в трудовом коллективе премьеру спектакля режиссёра Чечилии Лигорио перенесли с 30 августа на 3 сентября.
Сценография была создана Алессией Колоссо с помощью двух кривых подвесных люлек, подиума в форме мавзолея и чёрного задника, а костюмы Симоне Вальсекки неуловимо намекают на китайские мотивы в летних коллекциях Zara c ярко-красными всполохами кровавых акцентов, чтобы уж совсем не отклоняться от сюжета. В немногочисленных рецензиях на это яркое событие провинциального значения можно прочитать о бурных нескончаемых овациях и грандиозном успехе. Не будем это комментировать, чтобы лишний раз никого не обижать: после моей прошлогодней рецензии на местную «Сельскую честь» и так душа не на месте.
Впрочем, разводка солистов и балетные па были убедительными, а хор иногда даже звучал собрано, хоть не всегда в унисон с оркестром.
Сайоа Эрнандес выручила театр, заменив заболевшую Марию Хосе Сири в партии Турандот. Верхние ноты были крикливо резковаты, середина звучала ровно, хоть и не всегда точно.
Роберто Ароника в партии Калафа выглядел прекрасно, звучал с отеческим укором, в красивом голосе чувствовалась возрастная усталость и пенсионерский азарт.
Селена Занетти в партии Лю от коллег не отставала: переходы были не всегда ровные, с несмыканиями, интонирование, напротив, местами было точное.
Марчелло Нардис выступил в партии Альтоума, а Микеле Пертузи – в партии Тимура.
Дирижёр Франческо Иван Чампа сделал всё что мог с недовольным оркестром, но на общий посредственный результат это не повлияло.
Подписчики канала «Девятая ложа», на котором выложены фрагменты этой туристической достопримечательности, окрестили этот спектакль в «Ля Фениче» проектом «Венецианское долголетие» по аналогии с подобным набором активностей, предлагаемых жителям российской столицы. Иначе новое представление в старом театре и не назовёшь.
Примечание:
1) Речь о пожаре 1996, устроенным электромонтёрами-подрядчиками из-за суммы в 7500 евро, которая в качестве штрафа за задержку сдачи работ, они должны были выплатить театру. В результате поджога Энрико Карелла и его двоюродный брат Массимилиано Маркетти получили по 7 лет тюрьмы, из которых отбыли 1,5 года и освобождены уже условно-досрочно. Как говорила по похожему поводу героиня Татьяны Пельцер в знаменитом фильме М. Захарова «Формула любви»: «… итальянцы» (с).
Автор фото — Michele Crosera