La Fenice
Один из самых любимых в мире оперных театров, особенно самими исполнителями, «Ла Фениче» был построен в 1792 году, чтобы заменить собой «Сан-Бенедетто», самый красивый из семи театров Венеции, который сгорел в 1774 году (отсюда его название «Ла Фениче», что по-итальянски означает «Феникс» — птица, способная, как считается, возродиться из пепла). Театр, декор интерьера которого напоминал миланский «Ла Скала», был открыт оперой Джованни Паизиелло «I giuochi d’Agrigento».
Театр быстро завоевал репутацию одного из наиболее престижных в Италии и даже во всей Европе. 6 февраля 1813 года Джоаккино Россини дебютировал на сцене «Ла Фениче» своей оперой «Танкред» — первой из трёх, написанных им специально для этого театра (две другие: «Сигизмондо» (1814), «Семирамида» (1823)). Две из 10 опер Винченцо Беллини также были специально написаны для этого театра: «Капулетти и Монтекки» (1830) и «Беатриче ди Тенда» (1833).
В 1842 году в театре «Ла Фениче» появился Верди со своей оперой «Навуходоносор» («Набукко»). Через два года ему заказывается первая — «Эрнани» — из пяти опер, которые он напишет специально для этого театра. Остальными будут «Атилла», «Риголетто», «Травиата», «Симон Бокканегра».
В 1897 здесь состоялась премьера оперы Р. Леонкавалло «Богема».
На сцене театра выступали многие крупнейшие певцы — Дж. Гризи, И. Кольбран, М. Малибран, Дж. Паста, Дж. Рубини, Дж. Стреппони, А. Тамбурини, Ф. Персиани, К. Унгер и др.
В 20 веке в театре «Ла Фениче» ставятся классические оперы, балеты и оперетты, а также произведения современных композиторов. Среди значительных постановок — «Маски» Масканьи (1901), «Мандрагора» Кастельнуово-Тедеско (1926), «Царь Хасан» Гедини (1939), «День мира» Р. Штрауса (1940), «Пульчинелла» (1940) и «Похождения повесы» (1951, 1-е исполнение, дирижировал автор) Стравинского, «Пуритане» Беллини (1949), «Тристан и Изольда» (1958; торжественная постановка в честь 75-летия со дня смерти Р. Вагнера (скончался в Венеции)); «Альцина» Генделя (1960), «Дон Жуан» Малипьеро (1964).
В 1970-е годы театр обратился к некоторым забытым произведениям итальянской оперной классики («Мария ди Роган» Доницетти, «Жанна д’Арк» и «Двое Фоскари» Верди).
В 50-70-е годы на сцене театра «Ла Фениче» выступали известные певцы — К. Бергонци, В. Виндгассен, М. Каллас, П. Каппуччилли, Б. Нильсон, К. Риччарелли, Дж. Сазерленд, Р. Скотто, Г. Туччи, Э. Шварцкопф.
Театр много раз реконструировался — в 1854 году, в конце первой мировой войны, в 1939 году. 29 января 1996 года, когда театр был закрыт на ремонтные работы, в нём произошёл пожар, который его уничтожил. Городское начальство сочло это преднамеренным поджогом. Подозрение пало на подрядчиков. Все были уверены, что это дело рук мафии, поскольку все обстоятельства трагедии очень уж напоминали то, как был превращён в груду пепла театр «Петруццелли» в Бари в 1991 году. И хотя на восстановление театра быстро были получены миллионы долларов в качестве помощи спонсоров и ассигнованы средства итальянского правительства, ничего не было сделано до тех пор, пока городское начальство не дало добро на эти работы.
Торжественное открытие восстановленного театра состоялось 14 декабря 2003 года. На нем выступил хор и оркестр Ла Скала под управлением Риккардо Мути. В программе торжеств по случаю возрождения «Ла Фениче» участвовали лучшие оркестры мира, среди которых оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, который исполнил произведения Чайковского и Стравинского.
А. Майкапар, В. Тимохин