Русская тетрадь и французские миниатюры

Елена Свечникова. Фото: Даниил Кочетков

Эта певица с самых первых шагов в искусстве обращала на себя внимание в любом спектакле, даже если исполняла не главную партию. Ей сполна дано то, что называется яркой индивидуальностью. В 80-е (а дебют Елены Свечниковой на оперной сцене состоялся как раз в 1980 году) это встречалось гораздо чаще, нежели теперь, когда критерием успешной карьеры стала прежде всего востребованность на Западе, для чего техническая оснащенность и выносливость нужны в куда большей степени, нежели индивидуальность. Свечникова, впрочем, по совокупности качеств вполне могла бы сделать карьеру на Западе, будь у нее побольше напористости. Но все сложилось так, как сложилось, и в 80-е годы имя и творческая судьба певицы были неотделимы от Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, а с начала 90-х — от Новой Оперы, куда она ушла вслед за Евгением Колобовым.

В стенах Новой Оперы и состоялся недавно сольный концерт Елены Свечниковой. Сольным его, впрочем, можно назвать с определенными оговорками: как принято в этом театре, в нем участвовал еще один вокалист, тенор Михаил Губский, певший не только дуэты со Свечниковой, но и сольные номера, а сверх того прозвучали еще и две части Сонаты для кларнета и фортепиано Франсиса Пуленка в исполнении солиста оркестра Новой Оперы Бориса Сокола и концертмейстера театра Анны Маргулис.

Каждое отделение начиналось камерными сочинениями, а заканчивалось оперными фрагментами, дабы певица могла явить сразу две свои ипостаси. Впрочем, в первом отделении камерная лирика Игоря Стравинского и Валерия Гаврилина вместе с популярным оперным номером Родиона Щедрина составили в некотором роде единый цикл, и модуляция в иной жанр оказалась почти незаметной. В «Весне монастырской» Стравинского и Шести песнях из «Русской тетради» Гаврилина Свечникова предстала тонким и мудрым художником, не только свободно распоряжающимся на редкость богатой палитрой исполнительских оттенков, но и способным «прожить» каждую миниатюру подобно судьбам оперных героинь. В свою очередь Песня и частушки Варвары из оперы Р.Щедрина «Не только любовь» воспринимались в этом контексте едва ли не прямым продолжением гаврилинских «Страдальных». В начале 80-х Варвара стала для молодой певицы первой главной партией и ее работа удостоилась лестных слов от автора оперы. Спустя четверть века исполнение этой музыки стало совершеннее по мастерству и обрело большую глубину.

Второе отделение было отдано музыке французской. Вокальные миниатюры Пуленка («Скрипка», «Королева сердца», «Путешествие в Париж», «Отель» и «Дороги любви») также нашли в лице Свечниковой тонкого интерпретатора, хоть ее французский язык и не назовешь совсем уж безупречным. Исполненные же под конец два фрагмента из «Кармен» заставили вновь горько пожалеть, что сценическая встреча певицы с этой партией и ролью так и не состоялась.

Успех концерта по праву разделила с Еленой Свечниковой концертмейстер Анна Маргулис, чей опыт и мастерство были для нее немалым подспорьем в подготовке программы. Успех имел и Михаил Губский, хороший вообще-то певец, хотя рядом со Свечниковой его исполнительская манера, вполне убедительная в спектаклях, показалась несколько грубоватой и однокрасочной. И если в сцене из «Кармен» дуэт еще как-то складывался, то в спетом на бис глинковском «Не искушай» уже и сами голоса не слишком сочетались друг с другом.

Дмитрий Морозов

Фото: Даниил Кочетков

Если вы любите слушать вокальную музыку на казахском языке, вам непременно нужно посетить наш сайт. Огромный выбор бесплатной музыки в отличном качестве и превосходном исполнении.

реклама

вам может быть интересно

Интервью с Денисом Мацуевым Классическая музыка