«Парсифаль» на Мюнхенском оперном фестивале 2024

Спектакль Пьера Оди в порнографическом оформлении Георга Базелитца был выпущен под музыкальным руководством маэстро Кирилла Петренко в 2018 и стал для многих своеобразным предупреждающим знаком «Не влезай – убьёт». Именно из-за отталкивающей инсценировки я надолго закрыл для себя вопрос о посещении вагнеровского «Парсифаля» в Баварской опере. Но вот прошло шесть лет, и я решил освежить впечатления.

Оркестр Баварской оперы под управлением маэстро Адама Фишера мощно, громко и решительно исполнил первые два акта, а в третьем уже, видимо, музыканты подустали и от жары, и от несуразности постановки и вместо ярких динамических крещендо предложили замедленно-усыпляющее звучание, хотя в график уложились: начавшийся в 17:00 спектакль закончился ровно в 22:45 [1].

Драматически ярко прозвучал в партии Амфортаса Геральд Финли: страдания были убедительными, голос в первом монологе был сфокусирован и крепок. Тарек Назми собранным плотным звуком исполнил партию Гурнеманца, а Йохен Шмекенбрехер в карикатурно-пародийном виде представил партию Клингзора.

С невероятным сиянием и мощью выступила в партии Кундри Нина Стемме. Сегодня это одна из лучших вагнеровских певиц, и слушать её нужно всегда и везде, где только есть возможность. Собственно, из-за Нины Стемме я и оказался второй раз на этом странном спектакле.

Спектакль, созданный и оформленный в эстетике архаично мыслящего художника-шестидесятника Георга Базелитца, уже в 2018 году выглядел как подобранный на помойке изъеденный молью ковёр, один вид которого вызывает астматические спазмы. Поэтому если вы хотите испытать собственные ощущения от подобного перформанса, вам не нужно специально ехать в Мюнхен: просто найдите на помойке ковёр (сойдёт и старый палас, но обязательно с помойки), тащите его домой непременно по асфальту (лучше, конечно, по пыльной дороге, ещё лучше – в дождь). Когда притащите, включите любую качественную запись «Парсифаля», закройте все окна, дышите глубже. Вот это вот оно самое – то впечатление, которое производит спектакль П. Оди и Г. Базелитца на нормального человека.

Впрочем, стоп! Чуть не забыл: там же ещё и порнография! Напомню, что Г. Базелитц когда-то прославился тем, что нарисовал член и ёлку вверх ногами. Понятно, что во все времена члена с ёлкой для счастья кому-нибудь да не хватает, хотя психиатрия сегодня и не такие вопросы решает, но именно в этом ключе оформлен и «Парсифаль»: мужчины-рыцари в I акте облучаются сиянием грааля в голом виде с висячими до колен причиндалами, а женщины-сотрудницы ботанического борделя волшебника Клингзора – трясут своими натёртыми до крови орудиями производства.

Так вот: для сцены облучения граалем рыцарей-тунеядцев (а тунеядцы они потому, что по тексту вагнеровского либретто совершенно невозможно понять, чем они там занимаются до и после облучения светом кровавой чаши), вам обязательно нужно позвать соседей мужского пола, раздеть их догола и поставить вокруг аппарата, на котором проигрывается запись «Парсифаля». Если ничего у них в душе и в теле не шевельнулось, значит, вы сделали всё правильно: в спектакле Оди-Базелитца на сцене Баварской оперы тоже ни у кого ничего не шевелится.

Когда я смотрел эту сцену в театре, я поначалу подумал, что батарейка в Граале села или размагнитилось там что-то, а потом знающие люди просветили: оказывается, тот Грааль, который установили в Баварской опере, превращает мужской тестостерон в женский эстроген, и я очень надеюсь, что вы дочитали до этого места раньше, чем разослали знакомым приглашение в порно-парсифальный кружок. Впрочем, сегодня всё не так однозначно, и, может быть, я преувеличиваю опасность подобных экспериментов. В любом случае, я действительно не знаю, как можно серьёзно рецензировать ту дребедень, которую уже который год показывают на сцене Баварской оперы под великую музыку Р. Вагнера.

Про женские уродливые костюмы писать без тошноты тоже невозможно, но люди в Мюнхене уже шесть лет на это ходят смотреть, и даже директора театра прекрасного и милого Сержа Дорни (ученика Жерара Мортье, на минуточку!) ещё не четвертовали: вот что значит толерантность ко всему на свете, включая исполнителя титульной партии, который мог бы как-то компенсировать сценическую несусветность постановки хотя бы в III акте, но не смог.

В принципе партия Парсифаля – молодёжная: да, там есть где продемонстрировать громкость, есть также в тесситуре и верхние ноты, но партия сравнительно небольшая (не Тристан и не Зигфрид всё-таки), и я не понимаю, почему на эту в целом средне-диапазонную и совершенно безопасную для молодых голосов роль приглашают корпулентных, а иногда и возрастных певцов, не убеждающих в этом материале ни визуально, ни акустически.

Американский тенор Клэй Хилли обладает звонким голосом, светлым тембром и заметной вокальной культурой. Проблема в том, что выносливостью певец не обладает вообще, отчего после надрывного дуэта с Кундри во II акте слушать этого Парсифаля, который местами просто «шарит по нотам» [2], становится тяжеловато. Об особенностях этого исполнителя я уже писал в связи с его странным выступлением в байройтском «Тристане» 2023, и вот, как говорится, опять. Справедливости ради, нужно заметить, что в первых двух частях представления певец звучал замечательно, но, к сожалению, недолго.

Вместо выводов хочется задать вопрос: а почему бы Баварской опере не организовать фонд для желающих оплатить снятие с репертуара того или иного спектакля? И театр заработает, и реальную обратную связь от крупных налогоплательщиков получит. Я же продолжаю надеяться на то, что спектакль Оди-Базелитца в ближайшее время исчезнет из афиши Баварской оперы.

Примечания:

1) В Баварской опере «Парсифаль» идёт с 50-минутными антрактами, чтобы гости успели перекусить в театральном ресторане, двух буфетах и оперной столовой, где всё по госрасценкам, оставшимся ещё со времён рейхсмарки: ну прямо неприлично дёшево можно пообедать всего за 12 евро, включая напитки.

2) «Шарить по нотам» на полупрофессиональном жаргоне вокалистов означает неустойчиво интонировать ноту, обозначая её в пределах границ волнового диапазона.

Автор фото — W. Hoesl

Зачем тратить драгоценное время, посещая плохие оперные спектакли? На нашем сайте вас ждут музыкальные игры, в которые можно поиграть дома. Бесплатно и на максимальной скорости играйте с любым настроением.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама