В Концертном зале Чайковского выступили уникальный оркестр и дирижер-легенда.
К собственному дню рождения Московская филармония преподнесла себе и слушателям королевский подарок, устроив два концерта Венского филармонического оркестра под управлением дирижера Даниэля Баренбойма. Этот оркестр неизменно занимает первое место во всех международных рейтингах, а Баренбойм при жизни стал легендарным дирижером.
Три с лишним года назад, когда Венский филармонический оркестр приехал в Москву после долгого перерыва, меломаны чуть не сорвали с петель двери в БЗК, где выступали венцы. Им хотелось услышать неповторимое звучание оркестра и своими глазами увидеть коллектив, который с 1933 года работает без художественного руководителя. Оркестр, устроивший первый концерт в 1842 году, в разные годы возглавляли такие знаменитости, как Малер, Фунтвенглер и Краусс. Однако потом музыканты выбрали путь демократического самоуправления. Они на общих собраниях решают все организационные и творческие вопросы, определяя, какого дирижера пригласить в следующий раз. И при этом работают в двух оркестрах одновременно, находясь на государственной службе в Венской опере. Те, кто хочет попасть в состав филармонического оркестра, должен пройти прослушивание в оперу и проработать там как минимум три года. Больше ста лет коллектив был исключительно мужским. Портреты первых принятых туда женщин в конце 90-х появлялись на обложках газет и журналов. Сейчас это перестало быть новостью, на сцене КЗЧ сидело несколько хорошеньких оркестранток.
В прошлый раз венцы выступали под управлением Валерия Гергиева, который считается одним из их любимых дирижеров. Сейчас с ними приехал один из самых востребованных музыкантов мира, пианист и дирижер Даниэль Баренбойм. Оставив в прошлом году Чикагский симфонический оркестр, которым он руководил последние 15 лет, маэстро по-прежнему возглавляет Немецкую национальную оперу, укрепляет связи с «Ла Скала» и носит звание пожизненного дирижера многих оркестров и музыкальных коллективов. Если добавить к этому проект «Западно-Восточный диван», объединивший молодых музыкантов Израиля и арабских стран (четыре года назад из этого проекта возник молодежный оркестр), вопрос, почему Баренбойм считается человеком-легендой, отпадает сам собой.
Маэстро не любит говорить о своих заслугах. На пресс-конференции он отшучивался и говорил, что любит медленную и печальную музыку и короткие встречи с прессой. Однако слова Баренбойма о том, что венские музыканты «не только думают и чувствуют вместе, а как будто дышат одним легким», стали лучшим определением стиля оркестра. Во время концертов казалось, что маэстро тоже дышит с ними в такт. Для выступления в Концертном зале им. Чайковского оркестр выбрал Симфонию № 4 Шумана и фрагменты из опер Вагнера. Увертюры к «Тангейзеру» и «Нюрнбергским мейстерзингерам» и фрагменты из «Гибели богов», которые стали кульминацией московской программы.
До этого «Гибель богов» звучала в столице только в интерпретации Валерия Гергиева. Он захватывал слушателей быстрыми темпами и бешеной энергетикой, как будто прорываясь к истокам древнего мифа, положенного в основу оперы Вагнера. У Баренбойма «Зигфрид» звучал гораздо медленнее, зал завораживала красота Вагнеровских мелодий, а миф был переосмыслен опытом европейской культуры, от чего не потерял своей изначальной энергии, и наполнился утонченной красотой.
Концерты венцев стали одним из главных событий нынешнего сезона. Но тем, кто так и не смог их услышать, не стоит отчаиваться. Летом нынешнего года оркестр под управлением Баренбойма выступит в рамках Московского фестиваля оркестров мира.
Ольга Романцова, newizv.ru