Он действительно был большим фанатом технологий,
но его ужасно раздражал нарастающий шум новых времен.
Руководитель фестиваля Йозеф Крёнер о Людвиге II
Знаменитые слова баварского короля Людвига II Виттельсбаха, вынесенные в название этого обзора («Ein ewig Rätsel will ich bleiben…»), станут программной идеей очередного Фестиваля на Херренкимзее, который был основан в 2000 году диржером Енохом цу Гуттенбергом и драматургом Клаусом Йоргом Шёнмецлером [1].
В основе программы фестиваля – содержание, а не форма, поэтому здесь почти никогда не услышишь «кассовых» исполнителей, но всегда можно быть уверенным в том, что на сцене настоящие специалисты по тем произведениям, которые они привезли на фестиваль. Фестиваль проходит на таких эксклюзивных площадках, как Собор женского монастыря на острое Фрауэнинзель и в Зеркальной галерее замка Херренкимзее, который больше известен как «баварский Версаль» и в котором в обычное время даже фотографировать запрещено.
В 2023 фестиваль был посвящён «Мировому шуму», от которого скрывался баварский король Людвиг II в своих фантастических строительных проектах, напоминающих сегодня своеобразную версию голливудских павильонов для кинопутешествий во времени. Только в отличие от искусственной кино-бутафории в замках Людвига II каждая деталь – подлинная музейная драгоценность, начиная с «высохших» букетов из мейсенского фарфора и заканчивая бронзовыми дверными ручками, созданными по собственным эскизам короля.
Легко догадаться, что Фестиваль Херренкимзее – единственная возможность оказаться в самом дорогом замке Людвига II без надсмотра строгих экскурсоводов и окунуться в аутентичную атмосферу этого места: ведь сам король вёл ночной образ жизни, а за рамками фестиваля, который длится с 16 по 28 июля, посетить замок в тёмное время суток невозможно.
Важной спецификой Фестиваля Херренкимзее является ограниченное количество мест. В прошлом году было практически невозможно попасть на такие знаковые события, как «Огненная» (№ 59) или «Прощальная» (№ 45) симфонии Гайдна [2] в исполнении Придворной капеллы Мюнхена под управлением Рюдигера Лоттара, не говоря уж «Героической» симфонии (№ 5) Бетховена в исполнении «Оркестра Звукового менеджмента» [3] под управлением покровителя Фестиваля Кента Нагано.
К слову, статусным покровителем Фестиваля является и Его Высочество Франц Баварский – опосредованный владелец всех замков Виттельсбахов, включая Нойшванштайн, Херренкимзее, Линдерхоф, и даже мюнхенский Нимфенбург [4], в котором Франц Баварский и проживает. Интересующиеся европейской историей знают, что именно Франц Баварский является главным претендентом на британскую корону, если вдруг Виндзоры от неё откажутся.
Фестиваль Херренкимзее уделяет особое внимание гению места области Кимгау как одному из важнейших культурно-исторических регионов не только Германии, но и нашего, русскоязычного, пространства. Ведь именно отсюда монахи Кирилл и Мефодий после получения благословления папы римского отправились христианизировать Восточную Европу, в результате чего появился сначала оригинальный глаголический алфавит, а позже на его принципах возникла и знаменитая «кириллица».
Неслучайно до наполеоновского периода епархия Кимзее доминировала в этом регионе как религиозный и художественный центр с богатой музыкальной традицией, конкурировавшей с самим Зальцбургом – родиной Моцарта.
В 1873 это место стало символом экологически вдумчивого управления природными ресурсами, когда Людвиг II приобрёл Мужской остров, спасая его реликтовые леса от вырубки, а в 1948 именно здесь собралось Конституционное собрание, создавшее правовую базу для преодоления Германией ментального и административного варварства нацистской диктатуры.
Сегодня мероприятия этого уникального форума музыки в невероятном историческом антураже проводятся на двух островах – Мужском (Херренинзель) и Женском (Фрауэнинзель). Добраться до островов можно только на специальных корабликах, стоимость проезда и парковки автомобиля у причала входит цену билетов.
Перед началом концертов и во время антрактов у гостей фестиваля есть возможность свободно прогуливаться по публичным залам Баварского Версаля – замка Херренкимзее (осмотр личных покоев Людвига II не предусмотрен). В качестве капельдинеров здесь работает отдельно обученная и специально экипированная команда сотрудников, так что вы неизбежно окажетесь в атмосфере, пограничной как с эпохой галантного XVIII века, так и с веком технической революции.
После окончания концертов у гостей есть ещё примерно час для прогулок до отправления последнего кораблика с обоих островов.
В 2024 году уже по традиции первые два концерта из произведений И.-С. Баха пройдут в монастыре Фрауенхимзее, а далее мероприятия перенесутся в Зеркальный зал замка Херренкимзее.
К сожалению, главное мероприятие фестиваля 2024 — театрализованное исполнение «Волшебной флейты» Моцарта — было раскуплено ещё полгода назад, но билеты на некоторые другие концерты фестивальной программы всё ещё доступны. Более подробную информацию можно найти на сайте Фестиваля Херренкимзее.
Примечания:
1) В 2000 в Зеркальной галерее замка Херренкимзее прошёл семидневный «Фестиваль Баха», поэтому все последующие фестивали начинаются с произведений Баха.
2) Творчество венского композитора Йозефа Гайдна как ярчайшего представителя музыкального космополитизма было особо представлено в программе Фестиваля 2023. Идея «интернационализма» всегда доминировала в философии управления династии Виттельсбахов: достаточно вспомнить о первом короле Греции – баварском принце Отто I Виттельсбахе, родившемся, между прочим, в Зальцбурге, или о переговорах по установлению баварского монархического протектората в Афганистане для Людвига II.
3) «Оркестр Звукового Менеджмента» (Orchester der KlangVerwaltung) был основан в 1997 году двумя скрипачами Андреасом Райнером и Йозефом Крёнером, который сегодня является руководителем Фестиваля. Название призвано проиллюстрировать ответственное обращение с музыкальными шедеврами.
4) В соответствии с законодательством Свободного государства Бавария эти и другие объекты недвижимости, которыми до революции 1919 распоряжалась династия Виттельсбахов, управляется двумя благотворительными фондами.
Фото с сайта фестиваля