«Золушка» Россини как апофеоз сезона трансляций из «Met»
Этой продукции «Метрополитен-опера» – почти 17 лет: ее премьера состоялась 16 октября 1997 года. Она была задумана специально на универсальную итальянку Чечилию Бартоли, известность которой в Америке после ее дебюта (1996) на этой сцене в партии Деспины («Così fan tutte» Моцарта) существенно упрочилась. Имя певицы уже тогда «вовсю гремело» в мире, но в широком сознании отечественных меломанов с ним, благодаря соответствующему DVD-релизу, связана более ранняя американская продукция «Золушки» – спектакль Хьюстонской оперы, записанный в 1995 году. В сезон премьеры обсуждаемой нью-йоркской постановки прямые HD-трансляции из «Met» еще не велись, однако телетрансляция одного из спектаклей премьерной серии всё же осуществлена была.
Того факта, чтобы даже по прошествии лет эту постановку «Золушки» со сцены «Met» по российскому телевидению показывали бы именно с Бартоли в главной партии, припомнить что-то не удается, хотя определенный процент вероятности на забывчивость автора этих строк, конечно же, не исключается. Впрочем, не так давно (в январе) по телеканалу «Культура» показали запись предпоследнего возобновления этой постановки, случившегося в сезоне 2008/2009. Но это, собственно, и есть тот самый спектакль, который в рамках кинопроекта «The Met: Live in HD» транслировался 9 мая 2009 года (правда, Россия тогда охвачена им еще не была).
Закономерный вопрос, зачем дважды понадобилось транслировать одну и ту же постановку, безусловно, возникает сам собой. И ответ на него содержится в заголовке этих заметок: Золушек – много, а Флорес – один… То есть речь о том, что весьма интересных и впечатляющих исполнительниц партии Анджелины (Золушки) можно назвать много, а перуанский соловей Хуан Диего Флорес, идеальный исполнитель партии Дона Рамиро – притом что и в этой постановке у него было немало, скажем так, достаточно неплохих предшественников – всего лишь один. С этим хорошо согласуется и то, что для Флореса серия «Золушек» в «Met» в прошедшем сезоне была уже вторая. Когда в сезоне 2002/2003 здесь состоялась первая для певца серия этой постановки, кинопроекта «The Met: Live in HD» также еще не существовало. Вот и выходит, что нынешняя трансляция (последняя в завершившемся сезоне) устраняет «историческую несправедливость»: наконец-то одна из коронных ролей Флореса теперь запечатлена для будущих поколений и на главной сцене Америки, поэтому каких-либо других доводов приводить уж более и не требуется.
Для точности протокола выстроим в ряд цепочку исполнителей главных партий во всех сезонах представления «Золушки» в «Met». Сезон 1997/1998 (премьерный) – Чечилия Бартоли и Рамон Варгас. Сезон 1999/2000 – Дженнифер Лэрмор и Рауль Хименес. Сезон 2002/2003 – Соня Ганасси и Хуан Диего Флорес. Сезон 2005/2006 – Ольга Бородина и Бэрри Бэнкс. Сезон 2008/2009 – Элина Гаранча и Лоуренс Браунли. И сезон 2013/2014 – Джойс ДиДонато и снова Хуан Диего Флорес. Сей протокол – «отсчет с нуля», ведь именно эта продукция «Золушки» имеет статус официальной премьеры в «Метрополитен-опера». При этом, правда, делается уточнение, что в рамках недолго просуществовавшей Metropolitan Opera National Company эта опера лишь только за первый сезон названной компании выдержала 56 (!) представлений, в том числе 6 – на сцене New York State Theater, а премьера той давней продукции состоялась 24 сентября 1965 года.
По-видимому, в то, что история постановок россиниевской «Золушки» в архивных материалах «Met» подана именно так, а не иначе, вмешивается ряд обстоятельств. Во-первых, неявно подчеркивается тот факт, что в основе жизнедеятельности сегодняшней «Метрополитен-опера» – частное, а не государственное финансирование. Во-вторых, остается за кадром то, что на момент упомянутой премьеры «Золушки» в 1965 году «Метрополитен-опера» еще работала в старом здании, а в новое (ныне функционирующее) переехала лишь с сезона 1966/1967. В-третьих, такое большое количество спектаклей давней постановки не существующей сегодня компании, данное за один сезон, может свидетельствовать лишь о гастрольной ориентированности на внутренний рынок, на показ спектаклей по стране (неспроста же ведь в названии этой компании было определение «национальная»). В-четвертых, постановка «Золушки» в «Met» 1997 года в критической редакции главного специалиста наших дней по россиниевскому наследию Альберто Дзедды, созданной им в начале 70-х годов XX века, уже может считаться стопроцентно значимой. Для нынешней же трансляции это важно даже не с точки зрения всей полноты воспроизведения уртекста, а с позиций его безусловной музыкальной «аутентичности».
Любопытно, что критическая редакция Дзедды в «Met» прозвучала несколько раньше, чем это впервые произошло на Россиниевском фестивале в Пезаро в августе 1988 года. Первым пезарским Доном Рамиро в монументальной постановке Луки Ронкони как раз закономерно и стал Хуан Диего Флорес, он же участвовал и в ее возобновлении 2000 года. Первой фестивальной Анджелиной Флореса была Веселина Казарова, второй – Соня Ганасси, с которой в «Золушке» в сезоне 2002/2003 он и вышел на сцену «Met». С ней он неоднократно выступал и в Европе, в частности, в «Ла Скала», но в последнее время его неизменной партнершей и на главной оперной сцене Италии, и на сценах других европейских театров остается Джойс ДиДонато, совершенно фантастическая виртуозка бельканто, чуткий проводник россиниевского стиля и потрясающая актриса. Так что несравненно-восхитительный вокально-актерский дуэт Флореса и ДиДонато, представший 10 мая в кинотрансляции «Золушки» из «Met», которую мне удалось поймать буквально на последнем повторе, и стал тем главным, за чем и стоило стремиться на этот показ. Другой изюминкой спектакля стало то, что впервые в своей карьере за эту оперу взялся нынешний музыкальный руководитель «Met» Фабио Луизи: его оркестр был поистине великолепен!
В Пезаро роскошную пару «Флорес – ДиДонато» мне удалось одновременно услышать лишь в «Севильском цирюльнике» Россини в 2005 году, но по отдельности и в концертах, и в спектаклях на родине Россини больше довелось слышать именно Флореса. И всё же в постановке «Золушки» (ни в этой, ни в какой-то другой) я так его и не услышал. Тем не менее, ее третье возобновление на фестивале в Пезаро 2010 года с Марианной Пиццолато и Лоуренсом Браунли, на котором я уже был, со всей очевидностью показало, что «Золушка» без Флореса – уже не та «Золушка». Переходя к другим исполнителям нынешней трансляции из «Met», особо стóит сказать о ветеране оперной сцены, итальянце Алессандро Корбелли, который в партии барона Маньифико, несмотря на свой почтенный возраст, просто поразил необычайной свежестью вокальной формы: не будем забывать, что эта партия на премьере 1997 года стала его дебютом в «Met»! Двое относительно молодых исполнителей (Пьетро Спаньоли и Лука Пизарони), изумительно тонко лицедействуя, блистали соответственно в партиях Дандини и Алидоро (камергера и наставника принца Рамиро). Что же касается исполнительниц ролей Клоринды и Тисбы (соответственно Ракели Дуркин и Патрисии Рисли), то явное и нарочитое переигрывание обеих досадно заслоняло вокальные задачи их образов, выбиваясь из общей атмосферы весьма элегантного музыкального стиля Россини.
Впрочем, эта парочка оказалась плоть от плоти типично американской постановки, рожденной в 1997 году командой дебютантов этой сцены. И пусть имена режиссера Чезаре Льеви, художника Маурицио Балó, художника по свету Джиджи Саккоманди и хореографа Даниэлы Скьявоне явно говорят об итальянских корнях постановщиков, для их спектакля характерны лишь нарочитая прямолинейность и классически сухая добротность, а не романтический флёр и элегантная изысканность. Опера Россини (1817) – далеко не сказка-оригинал: атмосфера этого опуса вполне реалистична и социально ориентирована на взрослую аудиторию XIX века. Но когда в спектакле – с гигантским свадебным тортом, шампанским и бросанием букета невесты в финале – над падением обшарпанного дивана на трех ножках в доме барона Маньифико публика заученно смеется ровно столько, сколько он падает, понимаешь, что такой публике, возможно, впервые встретившейся с этой оперой, больше ничего и не надо. Так и хочется отправить ее на киношедевр Жан-Пьера Поннеля, созданный им на основе его же постановки «Золушки» в театре «Ла Скала»! Отправить, чтобы эта широкая публика, наконец-то, почувствовала разницу…
Автор фото — Ken Howard