«Город принял» — детектив о советской стабильности

Этот фильм напоминает производственную мелодраму, ибо от детектива в нём лишь антураж. Вместе с тем, «Город принял» (1979) — это своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР. Главное — показать слаженную работу правоохранительных органов. А город? Может спать спокойно.

Интриги здесь нет, зато есть ощущение уверенности. И, конечно, острый сюжет. Кинолента, снятая Вячеславом Максаковым по одноимённой повести Аркадия и Георгия Вайнеров, рассказывает о милицейской повседневности — всего лишь сутки в работе капитана Станислава Тихонова (Михаил Чигарёв), сквозного персонажа братьев Вайнеров.

Да, почему это — ещё и мелодрама? Тихонов встречает свою бывшую-большую-любовь, а ныне судмедэксперта Риту Ушакову (Инна Аленикова). Другая линия — тема следователя прокуратуры Анатолия Скуратова (Александр Пороховщиков), который собрался уходить с нервной и «грязной» работы в кабинетную юриспруденцию.

В самом начале — панорама утренней Москвы. Тут и центр, и окраины. Потом — начало движения, люди спешат на работу. Мы видим мир глазами капитана Тихонова — он говорит о том, что любит свой город, но главное, что он — сотрудник милиции — нужен обществу. И затем нам рассказывают — почему же он и его товарищи так нужны Москве, стране и миру.

Параллельно с этим идёт расследование ограбления сберкассы, которого организовал рецидивист Пётр Шувалов. А что же повседневность? Каждый из эпизодов — интересен по-своему. Например, феерична линия мошенника Вышеградского (Александр Адабашьян), обманувшего мужиков из совхоза, приехавших покупать мотоциклы «Ява».

Этот Марчелло просто гений! Фильм стоит посмотреть, хотя бы ради этого момента! Дивное противоборство сыщика и «вора». Что ценно? Зрителю показывают, что возмездие неотвратимо и преступник будет изобличён. Потом — срочный выезд. Разбойное вторжение в квартиру — действовали «гастролёры», ибо всё грубо и наспех.

Эти тоже схвачены. Потом — взяли «мелочь» — телефонного хулигана, терроризировавшего девушку и её мать. В финале — кульминационная перестрелка с тем Шуваловым, что грабил сберкассы и наконец-то на него вышли. Скуратов ранен, а сцена в больнице говорит нам о том, что никуда-то он не уйдёт — попросту не бросит своих друзей.

Потому что такого боевого братства и (будем честны) такого адреналина более нигде не найдётся. А тут — ощущение бытия во всех его красках. А город и не должен знать, от какой пакости его избавляют. Ради этого спокойствия сограждан и стоит жить. Советским людям постоянно транслировали: вы в безопасности.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

вам может быть интересно