Музыкальные пейзажи, движения небесных светил и «адская гроза»

Юбилейный сезон Татарстанского симфонического

В Государственном большом концертном зале РТ им. С. Сайдашева при аншлаге прошло открытие пятидесятого сезона Государственного симфонического оркестра, которым руководит Александр Сладковский. Кстати, сам маэстро – так промыслительно совпало – в октябре также будет отмечать пятидесятилетие. Героями концерта-открытия были на этот раз Александр Сладковский и Леонидас Кавакос, Сибелиус и Брукнер.

ВСЕ «ЗВЁЗДЫ»

Леонидас Кавакос, музыкант, как бы сказал один из поэтов «серебряного века», «с чертами гениальности» не гастролирует по российской провинции. Москва и Петербург, Гергиев и Владимир Юровский – вот его удел и партнёры в России. И вдруг удлинённое лицо в очках, с причёской а-ля Паганини появляется на афишах ГСО! Кавакос приедет в Казань, чтобы открыть пятидесятый сезон. Пять лет назад это бы показалось даже не фантастикой, а бредом.

Но пять лет назад – это именно период, поворотный в истории ГСО РТ.

Оркестр создавался полвека назад Натаном Рахлиным. Рахлинский период становления и взросления был радостен и безмятежен. С уходом из жизни Натана Григорьевича наступила не самая лучшая полоса в жизни оркестра, и никто из главных дирижёров в силу разных причин не смог сделать коллектив топовым.

Но пять лет назад эту чёрную работу бесстрашно начал Александр Сладковский, он поставил амбициозную цель, и достиг её. Верно говорят: каждый из нас может получить то, на что осмелится замахнуться. ГСО РТ стал тем оркестром, с которым считают за честь выступать «звёзды», их имена за последние годы практически каждый месяц украшают афиши оркестра. Не стал исключением и Леонидас Кавакос, который узнал об оркестре из Татарстана от Николая Луганского и Валерия Гергиева.

Кавакос прилетел в Казань и с одной репетиции начал работать на одной волне и с дирижёром, и с оркестром. Причина этого единомыслия кроется только в одном – в мастерстве художественного руководителя и его музыкантов. Они теперь – «одной крови» с настоящими, невыдуманными людской молвой, «звёздами». Такими как Плетнёв и Башмет, Хворостовский и Мацуев. Как Леонидас Кавакос.

Кавакос выступал в первом отделении, он солировал в «витиеватом», по его выражению, концерте Яна Сибелиуса.

Этот финн – его эталон в музыке, кумир и первая любовь. В своё время слава к греческому скрипачу пришла на международном конкурсе в Хельсинки. Кавакос играл на скрипке Страдивари, она у него шесть лет. До этого тоже была скрипка этого мастера, впрочем, иногда Леонидас играет на скрипках современных мастеров, без снобизма считая, что среди них есть хорошие.

Концерт Сибелиуса получился каким-то прозрачным и свежим. Произведение, которое считается тем не менее одним из самых сложных у этого композитора, даёт в полной мере раскрыться скрипачу, продемонстрировав все возможности инструмента. Естественно, речь идёт о виртуозном владении инструментом, что в случае с Кавакасом не обсуждается.

Романтическая стихия, элегичность, влияние народной музыки с её темпераментом в третьей части, — всё это было подхвачено, с благословения дирижёра, оркестром. Скрипка Кавакоса – это его «кисть», которой он «рисовал» и картины северной скупой природы, и характеры. Тёплый голос его скрипки улетал к горним высям, и, кажется, только воля дирижёра удерживала музыканта на земле.

Кавакос и Сладковский были единомышленниками, они рассказывали одну и ту же историю, выстраивали единый сюжет.

Они были равны друг другу по темпераменту, глубине прочтения материала. Дирижёр и скрипач все время исполнения концерта находились в диалоге. Потом два раза, играя соло, Кавакос бисировал, давая возможность казанской публике насладиться звуками его скрипки.

В первом отделении была исполнена и современная музыка – сочинение молодого и перспективного татарского композитора Эльмира Низамова «Небесное движение», где философичность сочетается с экспрессией, и через все это тонкой нитью, почти полунамёком проходит ориентальная тема.

Исполнение «Небесного движения» (кстати, в январе будущего года это произведение Низамова прозвучит в Монако, за дирижёрским пультом будет Александр Сладковский) – это пример работы оркестра с молодыми композиторами. С этого сезона в ГСО РТ появился резидент-композитор, первым им стал Эльмир Низамов, так что творить «в стол» в ближайшие месяцы ему не придётся.

«АДСКАЯ ГРОЗА»

«Адской грозой ранним утром» назвал симфонии Антона Брукнера Маркес. Во втором отделении оркестр исполнил (впервые в Казани) сложнейшую симфонию этого композитора. Сложнейшую, потому что её темой стала жизнь и смерть, точнее, уход человека в бессмертие, подготовка к этому новому этапу существования.

Посвятив симфонию «возлюбленному Богу», Брукнер посвятил её и человеку.

Он не успел дописать девятую, но ощущения незавершенности в трактовке Александра Сладковского нет. Перед нами, как сказали бы романтики, «бездна пространства», то есть открытый финал. Финал, который каждый из нас допишет сам, потому что все мы рано или поздно предстанем перед «возлюбленным Богом».

Девятая симфония Брукнера, как трактует её ГСО РТ и дирижёр, — это не мрачная безысходность фатума. Нет, напротив, это надежда на жизнь вечную, это ликование от веры, надежды и любви к Богу. Как тут не вспомнить ахматовскую строчку: «Смерти нет, это всем известно, повторять это стало пресно». Есть жизнь вечная. В финале девятой словно слышится пасхальная радость, маэстро ведёт к её пониманию слушателей.

Экспрессия и оркестра, и дирижёра зашкаливала, но при этом чудесным образом удалось добиться и тонких нюансов,

почти что «полунамёков», которые есть у Брукнера, романтичного, но тем не менее твёрдо ощущавшего землю под ногами. Прекрасную землю, созданную Творцом. Об этом была девятая симфония, исполненная мощно и трепетно дирижёром и оркестром. Юбилейный сезон начался с высокой планки и, самое приятное, что публика возле БКЗ отчаянно искала лишние билеты.

Фотографии предоставлены пресс-службой оркестра

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама