18 сентября, в день 25-летней годовщины со дня смерти Марии Каллас, на экраны французских кинотеатров вышел фильм Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда» с Фанни Ардан и Джереми Айронсом в главных ролях.
Картина повествует о последних месяцах жизни певицы, уединившейся в Париже после потери голоса. В интервью французской газете «Фигаро» режиссер рассказал, как возник замысел картины: «В 1976 году я предложил Марии Каллас сняться в фильме, а затем озвучить роль с помощью записи оперы „Кармен“. Она отказалась, сославшись на то, что не любит „Кармен“. Эта история и легла в основу фильма».
По свидетельству Франко Дзеффирелли, «это была величайшая артистка и исключительная женщина, которая не шла ни на какие уступки. Заметив, что голос меняется, она не смирилась. Она страдала и от своего разрыва с Онасисом. Она страстно любила его. Онасис пробудил в ней чувственность, которая имела выход лишь на сцене. После разрыва она осталась одна, ей не давало покоя вечное стремление к совершенству, и тогда она замкнулась в своей парижской квартире».
Воплотить замысел фильма режиссеру помог сценарист Мартин Шерман. «Заново придумать человека, которого когда-то знал, — весьма трудное и рискованное дело», — признает Франко Дзеффирелли. Выбор главной исполнительницы оказался для него не менее сложной задачей. Вспоминая о том, как он нашел Фанни Ардан, режиссер рассказывает: «Произошло чудо! Я ставил „Аиду“ в Италии, и Фанни Ардан тотчас приехала. Я подумал, что Господь послал мне ангела, чтобы воплотить мою мечту. Она выдающаяся личность и замечательная женщина». «Мы много общались... Между нами установилась духовная связь. Она воплощает Каллас, оставляя ей немного тайны. Да и в ней самой есть грань неизвестного. Я горжусь тем, что работал с Фанни Ардан», — говорит Франко Дзеффирелли.
Исполнительница же роли Марии Каллас, отвечая на вопросы французского телевидения, поведала о том, как она впервые услышала голос великой певицы. «Это случилось на Рождество, когда мне было пятнадцать. Мне подарили пластинку „Кармен“. Дело в том, что я обожала Онасиса. Я понимала, за что она его любила, ощущала очарование, которое он ей внушал. Однажды мне дали фотографию Каллас. Она выходит из ресторана. Видно, как она счастлива. Из этой фотографии я узнала больше, чем из любой биографии».
В интервью журналу «Фемина» Фанни Ардан говорит о своем персонаже: «Мне хотелось подчеркнуть двусмысленность ее темперамента. Она жила в постоянных поисках совершенства... В своей преданности искусству она является для меня неповторимым образцом». Внешнее сходство с прототипом Фанни Ардан создает впечатляющую иллюзию, ее наряды ослепительны. «Карл Лагерфельд — автор всех костюмов, он воссоздал наряды от Шанель 70-х годов... Ему было нужно одеть женщину, от которой на закате жизни отвернулась слава. Я поражена умом и чувствительностью великого кутюрье», — говорит актриса.
«Дьявольская мистификация; фильм, который было нужно снять, чтобы проникнуть в тайну Марии Каллас, пожертвовавшей всем ради голоса, — так режиссер Франко Дзеффирелли определяет свою работу. — Ее голос знают все, но никто и представления не имел о тех страданиях, которые за ним скрывались. Я считал своим долгом отдать ей дань уважения».
Николай Алексеев