«Мираж» — как выглядела бедность на Западе?

Вообще, роман Джеймса Хедли Чейза «Весь мир в кармане» — обычная криминальная драма, тогда как советский кинохит «Мираж» (1983) — это социальная трагедия. Чейз не обличает капитализм — он его обрисовывает в качестве фона. Латышский режиссёр Алоиз Бренч, напротив, говорит о том, что причина случившегося — именно общественный строй. …К тому же, роман создан в 1959 году, и поэтому никаких «ветеранов вьетнамской бойни» там не было. Но разве это мешало популярности советского телефильма? Он отличный! И, вместе с тем, его просмотр в те годы создавал у нас-подростков когнитивный диссонанс. И не только у подростков.

Итак, пятеро отчаявшихся людей совершают преступление, за которое — в случае провала — их ждёт ни много ни мало — электрический стул. Повторюсь — от крайней нужды. По идее им нечего терять — во всяком случае, всем, кроме уголовника-профи, которого сыграл Регимантас Адомайтис, деваться более некуда. Особенно девушке — Джинни Гордон (о, шикарная Мирдза Мартинсоне!) Мы видим последнюю степень риска, бывающую на краю пропасти — в пропасть они (Эл и Джинни) там и прыгают, красиво взявшись за руки. Но! Все эти люди хорошо или — очень хорошо одеты, а Джинни и вовсе демонстрирует великолепные костюмы, купальники, обувь и — причёски.

Кадр из фильма и варианты на тему сафари конца 1970-х - начала 1980-х годов

Её белый костюм — вариация на тему сафари — тогда буквально поразил своей актуальностью. В Москве так могла бы выглядеть переводчица из Интуриста или жена дипломата. Никаких выкрутасов — зато всё на месте и это всё — по первому разряду. А сумочка? А блеск помады? На протяжении фильма Джинни постоянно меняет наряды, равно как и её брутальный друг — Эл Китсон. Его куртка смотрелась, как мечта загран-командировочного. Реальная мисс Гордон — из романа Чейза выступает куда как скромнее. Вот некоторые фразы, дающие понять, что Джинни реально бедствовала: «Девушка открыла дешевую потрепанную сумочку…», «Она сможет поехать в Нью-Йорк, оденется прилично, может быть, даже снимет хорошую квартиру и будет жить как человек…», «У меня никогда не было хороших платьев. Редко удавалось сходить в кино».

Безусловно, в 1980-х годах уровень жизни в Соединённых Штатах значительно вырос. И…стоп! Мы же о восприятии, не так ли? Мы видели, как стильно причёсанные и модно одетые люди идут на страшное групповое преступление, потому что они — бедны. Очень бедны. И если вот так выглядит последний рубеж, то как же там живут нормальные инженеры, доктора, юристы и — пролетарии? А чиновники министерств и ведомств?

Нищие люди ездят на таких машинах и так проводят вечера.

Это была какая-то «эпидемия» у советских режиссёров — показывать любую западную женщину, как эффектную даму с обложки журнала Vogue, а всякого англо-американского парня, жалующегося на дырявые карманы, серую life и жестокие нравы буржуазного социума — в умопомрачительных джинсах и яркой футболке, стоившей у нашего фарцовщика…намного дороже, чем в заокеанском moll-e. И ты ещё его найди — я имею фарцовщика, а не молл. Итак, что мы получаем на выходе?

Мысль населения о том, что «у них там» любой нищий пьёт колу и носит джинсы такой-то фирмы — в одной из серий по телеку шла реклама штанов из денима, какого-то шоколада и обуви. Человек так устроен, что он воспринимает всё то, чего у него нет, как более ценное, а своё — не замечает или воспринимает, как должное. И когда началась Перестройка, многие полагали: ну, теперь у нас будут всякие супер-конфеты в разноцветных фантиках, а завоевания социализма…тоже никуда не денутся.

Галина Иванкина
Источник: газета «Завтра»

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама