Чехов и опера: комический дуплет в театре на Никольской

Театр имени Покровского

Театр имени Бориса Покровского с самого своего возникновения в начале 1970-х имел несколько идей-линий стратегического развития, верным которым он остается и после смерти отца-основателя. Одной из таких важнейших линий всегда была работа с современными авторами, с ныне живущими композиторами, пишущими для оперного театра. Как известно, открывался театр постановкой «Носа» Шостаковича, и классик советской музыки присутствовал на репетициях в маленьком подвальчике на Ленинградском проспекте – там, где начинался Камерный театр. Хорошо известно, что «первый блин» – был одним из самых удачных детищ Московской камерной оперы (именно под этим брендом театр известен за рубежом): искрометный спектакль Покровского жив до сих пор и пользуется до сих пор невероятным успехом у публики.

Огромное количество опер наших современников получили сценическую жизнь в этом театре. По освоению новых произведений для музыкального театра Камерная опера давно оставила далеко позади обе «лаборатории советской оперы» (каковыми в свое время именовались московский театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и ленинградский МАЛЕГОТ), а уж о больших академических сценах тут и говорить не приходится. Правда на благородном пути поддержания искры жизни в одряхлевшей 400-летней старухе под названием «Опера» у театра Покровского есть одно немаловажное ограничение – это камерный формат: не всякую оперу можно поставить на этой сцене. Однако в последние годы коллектив решался на весьма рискованные эксперименты, приспосабливая под свое пространство и свои возможности даже и крупноформатные произведения. Из последних новинок театра на этом пути – премьеры опер Ширвани Чалаева «Кровавая свадьба» и Владимира Дашкевича «Ревизор».

Основное внимание всегда уделялось работе с отечественными авторами: оперы Щедрина, Хренникова, Слонимского, Холминова, Таривердиева и многих других не раз звучали со сцены Камерного театра. На сей раз театр обратился к творчеству по всем нынешним формальным признакам зарубежного композитора, чьи произведения, однако, хорошо и давно известны в России – белорус с латиноамериканскими корнями Сергей Кортес еще в конце 1970-х удивил Москву своей оперой «Джордано Бруно». Кортеса не назовешь творцом, обиженным судьбой: его произведения достаточно регулярно исполняются в родной Белоруссии, а в бытность его директором Большого театра оперы и балета в Минске все его оперы появлялись в репертуаре коллектива, некоторые сохраняются там и сегодня.

Именно в Минске несколько лет назад прозвучала и первая из опер чеховского диптиха (а до того мировая премьера состоялась на фестивале в швейцарском Солотурне), ныне предлагаемого московской публике, – «Юбилей». А вот вторая часть – «Медведь» – была специально написана по заказу Московской камерной оперы. Соответственно «Юбилей» пришлось адаптировать к реалиям малой сцены, мировая же премьера «Медведя» состоялась в Москве в первозданном виде. Родной язык обеих опер, разумеется, русский, хотя, наверно, было бы любопытно услышать Чехова по-белорусски.

Музыкальный язык Кортеса достаточно прост: в нем нет неподъемной зауми, цель которой – вызвать головную боль и недоумение у слушателя. Оперы Кортеса развивают декламационно-речитативный стиль, прописанный отечественному музыкальному театру еще самим Даргомыжским: речитатив выпуклый, выразительный, живой, однако кроме него есть и места с яркой мелодикой, развивающие, например, линию городского романса (запоминается в этой связи ариозо Смирнова из второй части диптиха «Как хороши красотки в Монте-Карло»). Оркестровый язык скуп, инструментовка лаконична, что позволяет вокалистам быть услышанными, без особых усилий донести пропеваемый текст до публики.

Если сравнивать два произведения, а такое вполне уместно, коли уж даются они в один вечер, да практически и неизбежно, то я бы отдал предпочтение второму: психологическое развитие характеров в дуэли мелкопоместных дворян Кортесу удалось куда интересней, чем сумятица в банковском офисе в преддверии юбилейных торжеств. И если в первой опере необходимость следить за всеми перипетиями сюжета даже несколько утомляет, то во второй забавный диалог героев слушается очень естественно, что называется, на одном дыхании.

Как всегда в театре Покровского режиссура обеих опер зиждется на старых добрых канонах: реализм и точное следование либретто, стремление передать дух эпохи, идеи авторов произведения, а не свои собственные измышления по этому поводу. Режиссер Игорь Меркулов не без изящества выстраивает мизансцены, а художник Юлия Акс – сценическое пространство. В первом случае – это крикливо-вычурный антураж «новорусского» доходного заведения, во втором – интимно-камерная обстановка небогатой сельской усадьбы.

Традиционно в Камерном театре интересны актерские работы. В «Юбилее» это, конечно, невозможно нудный психопат бухгалтер Хирин (Сергей Остроумов) и гротескно-комичная старуха Мерчуткина (блистательно сыгранная Ириной Гелаховой). В «Медведе» же пара помещиков-дуэлянтов (Попова и Смирнов) не отпускает внимание публики ни на секунду: искренне хочется воскликнуть «bravi» Ольге Березанской и Герману Юкавскому за их феерическое царствование на сцене в контексте комической оперы-водевиля. Добротную музыкальную основу для певцов создает оркестр под управлением Олега Белунцова, точно и тонко освоившего непростую современную партитуру.

реклама