Эту вялую постановку Луки Бонди в Баварской опере я видел в серии премьерных показов 2010 года, и сегодня мне показалось, спектакль уже «отвиселся»: ничто уже не раздражает в сценографии Ричарда Педуцци, в костюмах Милены Канонеро, в мизанценах. И даже когда, зарезав негодяя Скарпиа, Тоска укладывается на кушетку восстановить силы, в душе возникает не протест абсурдностью, а сочувственное умиление: ну всё-таки зарезать такого борова — это вам не голову куропатке открутить; разумеется, после такой нагрузки требуется релакс, да.
Общая музыкальная канва I акта была выстроена с тончайшей деликатностью, всё было пригнано по вступлениям и фразировке как в ансамблях, так и в сольных номерах. Местами, правда, оркестр под управлением маэстро Даниэля Орена несколько озадачивал странно оттянутыми концовками фраз, но благодаря исполнителю партии Скарпиа Луке Сальсе финальный «Te Deum» прозвучал с необходимой драматической мощью.
Во II акте у меня уже закралось впечатление, что с оркестром что-то прямо совсем не так, будто маэстро немного не в себе: затянутость фраз приводила к ритмическим сбоям, а певцам, насколько я могу судить, явно было неудобно (ну лично я бы задохнулся, если бы меня заставили что-то спеть под такой аккомпанемент, какой предложил маэстро Орен). В результате, кроме блистательного Луки Сальсы, это пыточное на мой слух музыкальное сопровождение достойно пережил только исполнитель партии Каварадосси Нажмиддин Мавлянов, продемонстрировавший плотное, силовое звуковедение и виртуозную актёрскую игру.
Аня Хартерос битву с оркестровой ямой в этот вечер явно проиграла: интонирование было исключительно корректным, но эмоциональная отдача отсутствовала напрочь. Я виню в этом дирижёра, так как и мальчику-пастушку было тяжело, и исполнителю партии Ризничего Мартину Снеллю, и даже Милан Сильянов в небольшой партии Анджелотти явно страдал от «перпендикулярного» звучания оркестровой ямы. Что там в этот вечер случилось, можно только гадать. Но от тоски на эту «Тоску» сходить, конечно, можно было, но исключительно в связи с грандиозной премьерой «Носа» Шостаковича-Юровского-Серебренникова, о которой, само собой, разговор отдельный.
Автор фото — Wilfried Hösl