28-я церемония вручения приза Benois de la danse состоялась на Исторической сцене Большого театра. В этом году «Балетный Оскар» восполнял ковидные потери прошлого театрального сезона.
Отголоски рушащей все планы пандемии сказались скудостью выбора произведений (каждый член жюри рекомендует своего номинанта), отсутствием на сцене некоторых выдвиженцев и самих арбитров. До Москвы не добрались носители громких имен балетного мира: Хоакин Де Люс, Элизабет Платель, Лили Синь, Эшли Уитер и Эдуард Уотсон. Посему от ареопага на сцене сопредседатели — Светлана Захарова и Якопо Годани.
Сцена Большого театра в парадном убранстве Сергея Тимонина. Кулисы мерцают раскаленными угольками рубинов, подмостки разделены широкими платформами разного уровня. По этой лестнице на сцену будут спускаться все участники действа. Геометрические плоскости разнообразят шары разного диаметра, разбросанные тут и там. На уровне арьера подвешен большой экран, на котором транслируют фотографии попавших в шорт-лист счастливцев и фрагменты их выступлений.
Режиссер вечера Андрей Меланьин вместе с коллегой – солисткой балета Большого театра Ириной Зибровой без сучка и задоринки провели это хлопотное мероприятие, чреватое множеством неожиданностей.
Из противоположных кулис выходят ведущие: в белом смокинге премьер Большого театра Денис Родькин, в роскошном вечернем туалете солистка Большого театра, актриса драматического театра и кино Анастасия Меськова. Царственная, она порадовала не только авантажной внешностью, но и способностью оторвать взгляд от сценария и вести вечер в прекрасной импровизационной манере, чего так не хватает подобным церемониям.
Этим умением восхищает и Светлана Захарова. Тепло обращаясь к публике, она зачитывает приветствие основателя Приза и его бессменного руководителя Юрия Григоровича. В нем выдающийся мэтр сердечно благодарит двух сподвижниц — генерального директора Центра Бенуа Регину Никифорову и художественного директора Нину Кудрявцеву-Лури. Они — музы, много лет прилагающие все усилия, чтобы вопреки обстоятельствам двигать вперед колесницу Аполлона, груженную весомыми символами приза «Benois».
За спектакли, сочиненные в 2019-м, номинировали балетмейстеров Марко Гёке, Кристал Пайт, Уэйна Макгрегора, Андрея Кайдановского, Юрия Посохова и китайца Цао Мина. В Москву он не прибыл, а фрагменты его «Яркой красной звезды» в исполнении Шанхайского балета показали в видеозаписи.
Марко Гёке был номинирован за «Кунсткамеру», но показал дуэт «Любовники» (музыка Клода Дебюсси) в исполнении артистов Балета Ганновера Сандры Бурде и Моруса Готье. Это была одна из многочисленных российских премьер вечера. Другая — сцена из балета «Отель «Сесиль» Андрея Кайдановского (на музыку Джона Зорна). Героиня Каролины Бастос (Баварский государственный балет) почему-то забиралась в гардеробный шкаф, откуда раздавался роковой пистолетный выстрел. Так что татуировка в виде черепа на испещренном рисунками торсе партнера Джан Цзиньхао оказалась пророческой, и его танец с самоубийцей соединил в себе юмор и ужас.
Еще одной премьерой оказался «Почти дуэт» Гентиана Доды на музыку Цезаря Айяджа. Монолог исполнил Леонид Сарафанов, сохраняющий прекрасную физическую и техническую форму. Танцовщик был удостоен Приза в 2006 году, но только сейчас смог ощутить в руках заветную статуэтку.
Особых восторгов поиски хореографов не вызвали. Кто-то из них излишне «приземлен», дисгармоничен и зашифрован, кто-то увлечен демонстрацией «пластилиновых» возможностей человеческого тела. Однако формотворчество, не несущее особого смысла, теряет зрительское внимание уже через пару минут. Разгадка кроется в том, что драматическая содержательность находится абсолютно за пределами телесности исполнителей, а идеи авторов чересчур условны. Поэтому профессионально скроенный Юрием Посоховым неоклассический дуэт из балета Ильи Демуцкого «Анна Каренина» в исполнении солистов Джоффри-балета Аманды Ассусены и Альберта Веласкеса хоть и не претендовал на оригинальность хореографии, все же имел содержательную и пластическую внятность, то есть — художественную ценность.
Искусством повеяло от танца Хесуса Кармоны, поставившего «Наперекор» на музыку Рене Обри. К россыпи чеканных сапотеадо танцовщик добавил выразительно-активный корпус, что не могло не вызвать бурного зрительского отклика.
Усладой взора стал романтический полет Жизели-Екатерины Крысановой.
На следующий день сцена Большого театра была отдана лауреатам Приза прошлых лет. Пожалуй, самые сильные впечатления связаны с выступлением прима-балерины Мариинского театра Екатерины Кондауровой. Поистине совершенной стала ее интерпретация дуэта «Flasfback», поставленного Ильей Живым на музыку Арво Пярта. Если в известном фрагменте балета Анжелена Прельжокажа на музыку Моцарта «Le parc» Девушка-Кондаурова полностью растворяется в возлюбленном (в обоих дуэтах партнер – солист Мариинсого театра Роман Беляков), то героиня Живого проходит все этапы любовных отношений, включающие сомнения, страдания, отчаяние, страсть…
Лауреатами 2021 года стали: хореограф Юрий Посохов, танцовщицы Амандин Альбиссон и Екатерина Крысанова, танцовщик Хесус Кармона, художница Тасита Дин и композитор Томас Адèс.
Приз «Бенуа танца» в номинации «За жизнь в искусстве» в этом году присужден выдающемуся британскому танцовщику Энтони Доуэллу. А звезде мирового балета, народной артистке России, прима-балерине Большого театра и этуали театра Ла Скала Светлане Захаровой посол Италии в России Паскуале K. Терраччано лично вручил российско-итальянский приз «Бенуа-Мясин».
Как показал опыт, всем лауреатам Benois de la danse будет вручен раньше или позже.
Александр Максов
Фотографии предоставлены пресс-службой Центра Benois, автор Елена Пушкина