В Самаре прошёл VIII Музыкальный фестиваль «Мстиславу Ростроповичу». В трёх фестивальных концертах в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра и пианистов — лауреатов Международного конкурса имени Чайковского прозвучали все симфонии и фортепианные концерты Сергея Рахманинова. За пультом был маэстро Валерий Гергиев.
Выбор Самары местом проведения музыкального фестиваля-приношения всемирно известному виолончелисту и дирижёру Мстиславу Ростроповичу не случаен. С этим городом связана не одна страница творческой биографии великого музыканта. В Куйбышеве Ростропович неоднократно гастролировал как солист-инструменталист, этот город оказался единственным, где ему был оказан радушный приём во время его последнего перед отъездом из СССР драматического волжского гастрольного турне 1973 года.
Ростропович часто вспоминал о Самаре с большой теплотой. Не случайно, приехав впервые после изгнания в Санкт-Петербург в 1994 году в качестве почётного гостя первого балетного конкурса Майи Плисецкой, он оставил в журналистском блокноте автора этих строк запись: «Эх, Самара-городок! Люблю тебя и жду встречи». И эта встреча произошла спустя несколько лет. В 1996 году Ростропович открывал сезон Самарской филармонии, а в 1999-м он осуществил в Самаре мировую премьеру оперы Слонимского «Видения Иоанна Грозного» — свою последнюю оперную постановку на родине, ставшую значительным событием в культурной жизни нашей страны.
Инициаторами Музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» стали директор-художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев и правительство Самарской области.
Вот что довелось услышать из уст маэстро Гергиева:
«Я много думал о том, как создать акцию, которая стала бы данью памяти и привлекла внимание к личности Мстислава Ростроповича — великого гражданина и музыканта, сподвижника и друга великих композиторов. Ростропович был также человеком, который беззаветно любил Россию. Она для него не начиналась и не заканчивалась Москвой и Санкт-Петербургом. Собственно, это и стало главным, что привело нас с таким посвящением Мстиславу Ростроповичу сюда, в Самару. Его решение осуществить мировую премьеру оперы «Видения Иоанна Грозного» не в Москве или Санкт-Петербурге, а в Самаре, для меня является ярчайшим примером того, как нужно любить свою страну и свою культуру».
Первый фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» прошёл в 2008 году. За эти годы в нём приняла участие плеяда выдающихся российских и зарубежных исполнителей, прозвучало огромное количество самых разнообразных сочинений. Почётными гостями фестиваля были друзья и коллеги Мстислава Ростроповича – Майя Плисецкая, Родион Щедрин, София Губайдулина. Неизменные участники фестиваля – маэстро Валерий Гергиев и признанный одним из элитных коллективов мирового уровня симфонический оркестр Мариинского театра.
* * *
Зал Самарского академического театра оперы и балета, где проходили концерты VIII Музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу», неизменно заполнялся до отказа. Один из трёх концертов по традиции был благотворительным, на него были приглашены ветераны, школьники и студенты.
Фестиваль стал заключительным этапом уникального международного проекта маэстро Валерия Гергиева. Под его управлением симфонический оркестр Мариинского театра совершил турне, в продолжение которого в течение одной недели в начале декабря в Пекине, Ханты-Мансийске и Самаре исполнялись все симфонии и фортепианные концерты Сергея Рахманинова.
Таким образом, нынешний фестиваль выполнил немалую просветительскую функцию, представив своеобразную панораму творчества Рахманинова — от сочинённой им в 1895 году, в двадцатидвухлетнем возрасте Первой симфонии, которая провалилась при первом и единственном при жизни автора исполнении в Петербурге в 1897-м, что нанесло ему огромную моральную травму, до Третьей симфонии (1936) и последнего крупного сочинения ушедшего из жизни в 1943-м композитора – «Симфонических танцев» (1940).
Это же относится и к фортепианным концертам Рахманинова – от сочинённого им в пору студенчества в 1891 году и уже тогда поразившего современников «монументальностью, размахом и драматической напряжённостью и пленительным лиризмом» Первого концерта до гениальных романтических Второго (1901), Третьего (1909) и, наконец, начатого в эскизах в 1914 и окончательно завершённого лишь в 1941-м преисполненного «торжественного трагизма» Четвертого концерта.
Вулканический темперамент Валерия Гергиева, великолепное, поразительное по масштабу, глубине и проникновенности звучание оркестра, музыканты которого мгновенно реагировали на малейший эмоциональный посыл маэстро, безупречное мастерство солистов — всё это неизменно передавалось слушателям, создавая в зале приподнятую, волнующую атмосферу, от неё порой просто захватывало дух.
Одно из кредо маэстро Гергиева — поддержка молодых музыкантов, находящихся в начале исполнительской карьеры. В фестивальных концертах перед самарскими слушателями выступила россыпь талантливых молодых пианистов — лауреатов Конкурса Чайковского, которых автору этих строк довелось слышать ещё в период конкурсных баталий.
Первый фортепианный концерт Рахманинова прозвучал в исполнении 17-летнего Даниила Харитонова. Уже отмеченный на многих конкурсах, он был самым молодым участником последнего Конкурса Чайковского 2015 года, на котором ему достались третья премия и бронзовая медаль. Игра Харитонова за время, прошедшее после конкурса, обрела значительно большую глубину, лёгкость и одухотворенность и получила горячее признание аудитории.
После исполнения Четвертого фортепианного концерта Рахманинова обладателем четвёртой премии французом Люка Дебаргом, по требованию публики им были сыграны еще четыре разнохарактерные номера на бис. Это были произведения Равеля, Рахманинова, Шуберта, а также колоритная джазовая импровизация.
Наибольшая нагрузка из солистов-пианистов на нынешнем фестивале выпала на долю петербуржца Мирослава Култышева — победителя XIII Конкурса Чайковского 2007 года, на котором он с первого тура запомнился автору этих строк. Сложившегося, обладающего яркой творческой индивидуальностью музыканта самарские слушатели хорошо знают по выступлениям в местной филармонии.
В следовавших один за другим концертах второго дня фестиваля Мирослав Култышев солировал во Втором и Третьем фортепианных концертах Рахманинова. В игре Култышева ощущается масштаб и значительность, под его пальцами инструмент в полном смысле поёт, а интерпретация исполняемых произведений отличается особой чувственностью и глубиной.
* * *
Самарский фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» — культурная акция общероссийского масштаба. Не случайно на официальном сайте Валерия Гергиева этот фестиваль, ставший первым в России, посвящённым памяти Мстислава Ростроповича, занимает третью строку сразу после руководимых маэстро всемирно известных фестивалей «Звёзды белых ночей» и Московского Пасхального фестиваля.
Валерий Гергиев о перспективах фестиваля и о творческих планах, связанных с Самарой:
«Фестиваль «Мстиславу Ростроповичу» — это не просто приношение великому музыканту, а знак нашей верности его идеалам, той правде, которую он исповедовал. И очень важно, что фестиваль проходит в регионе, с которым была тесно связана творческая судьба Ростроповича. Я полагаю, что вопрос о продолжении фестиваля никогда не возникал. Я не мог и подумать, что рождение такого фестиваля или его потенциальное прекращение может зависеть, например, от смены власти. Это либо нужно, либо не нужно людям. Такой вопрос решает публика. Я бы не стал предлагать то, что не вызывает у нее интереса.
Самара всегда занимала заметное место в наших маршрутах, включающих самые дальние регионы страны. В этом году в Самаре мы побывали дважды. Исполнение оркестром Мариинского театра в рамках Пасхального фестиваля Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича в год 60-го юбилея Великой Победы в городе, где композитор завершил это эпохальное сочинение и где состоялась его мировая премьера, для нас было особенно важным. Это исполнение транслировалось на все континенты и снято Первым телеканалом. В настоящее время идёт монтаж фильма, который будет показан по этому каналу и записан на DVD. В этом фильме сделан акцент не на факте приезда оркестра Мариинского театра в Самару, а на самом феномене Седьмой симфонии и на том, что именно в Куйбышеве она была впервые исполнена в 1942 году. Такой диск можно подарить каждому школьнику – это некоммерческая акция.
Мы давно знакомы с замечательным Самарским оперным театром, в котором сыграли десятки разнообразных программ – это и есть самое верное посвящение Мстиславу Ростроповичу. Этот театр тщательно и красиво отреставрирован, и мы рады, что в его жизнь вносим свою маленькую лепту. Я чувствую необходимость показать на самарских подмостках спектакли Мариинского театра, например, историческую постановку «Хованщины» с декорациями Федоровского. Мне кажется, и появление нашего балета в Самаре стало бы громадным событием.
Сейчас у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке. Там мы показываем свои спектакли, осуществляем совместные постановки. Это дело государственной важности. Но если такое возможно на Дальнем Востоке, то почему не осуществить это в Самаре. Замечательно, если Самара войдёт в небольшую группу серьёзных партнёров Мариинского театра. Это станет большим нашим общим достижением. Все реально, но для этого нужно совместно много поработать. Проблемы нужно решать спокойно».
Остаётся добавить, что в 2012 году во время юбилейного V Музыкального фестиваля «Мстиславу Ростроповичу» художественный руководитель-директор Мариинского театра Валерий Гергиев и глава Самарского региона Николай Меркушкин подписали соглашение о долгосрочном культурном сотрудничестве. Документ предусматривает совместную организацию и постановку спектаклей, выступлений симфонических оркестров на сцене Самарского академического театра оперы и балета и в Мариинском театре, а также обмен солистами.
Фото Александра Шапунова