Старейшему театральному вузу исполнилось 125 лет
ГИТИС праздновал 125-летний юбилей. Для торжества именинник выбрал Новую сцену Большого театра (родной, уютный полуподвал Учебного театра не вместил бы и половины желающих) и объявил день рождения Днем открытых дверей. На вечере не было ни помпезности, ни апофеоза, ни пиетета, вполне приемлемых для солидного возраста юбиляра. Сам праздник начался задолго до старта сценического действа: в фойе встречались младые и седовласые представители большой театральной семьи.
Для каждого поколения был свой ГИТИС, и он казался самым лучшим и самым неповторимым, — так что человек посторонний, случись ему сюда попасть, мог вполне растеряться. Улыбались друг другу знакомые и незнакомые, преуспевшие звезды и скромные театральные труженики, не добравшиеся до карьерных высот... Сыпались шуточные приветствия маститых режиссеров, младенчески открыто смеялись серьезные актеры... Все возвращались в мир своей суматошной театральной юности. Мир, оказавшийся самым светлым в стремительной хронологии жизни.
В зрительном зале сошлись индивидуальности, взращенные на гитисовской энергии, умеющей культивировать в себе (и в творчестве) любовь к театральному свободомыслию. Собиралась на праздник семья, которую объединяет общая «фамильная» черта — некий абсолют школы, определить который слова не в силах.
Понять гитисовскую природу, дух этого солидного учебного заведения невозможно ни по мемуарам, ни по рассказам очевидцев. Когда-то, в уже далеком 1974 году, Павел Александрович Марков сказал нам, первокурсникам-театроведам: «Вы прошли большой конкурс. Теперь вы должны понять, что вылететь из ГИТИСа так же трудно, как поступить, а забыть его просто невозможно». Действительно, выпускники ГИТИСа — особое братство, умеющее жизнь превращать в творчество, а творчество делать константой жизни. ГИТИС — «олигарх» и старейшина завидного и добротного театрального образования — обладает юношеским сумасбродством нрава, студенческим легкомыслием и всеядностью театральных специализаций.
Ликующее счастье театральных встреч принято «скреплять» внутрицеховым капустником, живая кровь которого нередко стынет от приветственных речей гостей и словоохотливых реприз ведущих. Гитисовский капустник избежал и того и другого. Ведущего просто не было, поздравления были перенесены в банкетный зал, а из «посторонних» выступили только педагоги и студенты Щукинского училища и воспитанники Школы-студии Игоря Моисеева, которые станцевали «Арагонскую хоту».
Зрелище, вобравшее в себя все виды и жанры сценической культуры, было организовано нехитрым, отлично сработавшим режиссерским ходом. Недавние выпускники, а ныне популярные актеры Ленкома Олеся Железняк и Сергей Фролов, перевоплотившись в абитуриентов, о чем сами еще не успели позабыть, выбирали факультет для поступления (на этот путь их направил голос отъехавшего в командировку министра культуры Михаила Швыдкого — тоже, кстати, выпускника ГИТИСа).
На правах рекламы:
В последнее время многие люди предпочитают покупать одежду в интернете. Не исключение и нарядные платья для полных женщин. Если вы живете в Москве или МО, то вечерние платья можно примерить при доставке.
Нынешние студенты каждого из гитисовских факультетов доказывали любопытствующим абитуриентам преимущества выбранной ими специальности. Невероятная гамма эмоций: остроумие, лиризм, шутки соседствовали с серьезными номерами. Здесь было решительно все: поэзия, песни, танцы, шоу, пародии, клоунада и даже фокусы. А зритель невольно переместился из настоящего в золотой век своего ГИТИСа, с радостью и благодарностью подчиняясь великодушному дару воспоминаний.
Путешествие по факультетам превратилось в путешествие во времени: собирал оркестр дирижер Шостаковский (от его «Музыкальной школы для приходящих» ведет свою родословную ГИТИС, столь быстро и легко менявший имена, но не веру), в «Славянском базаре» и по дороге в Любимовку беседовали Станиславский с Немировичем-Данченко, зачитывалось письмо Антона Чехова в адрес Музыкально-драматического училища (еще одно имя института).
Студенты разных театральных специальностей стремились «переиграть» друг друга: цирковые акробаты и вокалисты, танцовщики и режиссеры, от лица которых выступали «фоменки», а сам мэтр, глава режиссерского факультета Петр Наумович Фоменко, читал стихи. Острили Геннадий Хазанов и студенты ведомого им факультета эстрады, звучали парадоксальные самокритичные шутки театроведов. Актерский азарт неожиданно выделил продюсеров с их чечеткой, профессионально отработанной... швабрами. Как и «театр жеста» сценографов — питомцев профессии, не так давно попавшей под широкое гитисовское крыло. А с огромного, во всю сцену, экрана задумчиво и иронично смотрели те, кто созидал историю ГИТИСа: Немирович-Данченко и Завадский, Кнебель и Эфрос, Баратов и Туманов, Козырева и Левертов, Мокульский и Алперс, Марков, Эльяш, Асеев.
И когда нынешний ректор ГИТИСа — королевской стати Марина Юльевна Хмельницкая, завершив чтение поздравления от Президента России, устроила перекличку по всем восьми факультетам, на подмостки выбежали нынешние 125 студентов, на чьих футболках алели даты: от 1878 до 2003 года. Не умещаясь на сцене, они рассыпались по зрительному залу, сливаясь с питомцами минувших лет, скинувших на этот вечер груз возраста и почтенность манер.
ГИТИС не состарился за 125 лет и ни капельки не изменил своему демократическому нраву. Неутомимый выдумщик, он лишь снова поменял собственное имя. Но, став Российской академией театрального искусства — РАТИ, по-прежнему остался не похожим ни на одно учебное заведение мира...
Елена Федоренко