5 декабря в Большом зале Московской консерватории состоялся концерт Мальтийского филармонического оркестра, ознаменовавший начало российского этапа большого мирового турне, приуроченного к 50-летию коллектива. Свободных мест в зале не было. Молодой австрийский пианист Ингольф Вундер в сопровождении старейшего оркестра островного государства под руководством известного дирижера, заслуженного артиста Республики Армения Сергея Смбатяна, представил публике знаковую и интересно построенную программу. Открыла концерт симфоническая поэма для оркестра «Rebbieha» известного мальтийского композитора Джозефа Веллы. Затем прозвучало красивейшее произведение современного американо-мальтийского композитора Алексея Шора Сюита для фортепиано с оркестром «Travel Notebook». Завершила концерт мощная Пятая Симфония Дмитрия Шостаковича.
Программа знакомит слушателя с современной мальтийской музыкой, органично вписывая ее в ряд с величайшими произведениями XX-XXI веков, делая ее логичным продолжением симфонической традиции прошлого века. Это подчеркивает универсальность и высокий профессиональный уровень современных мальтийских композиторов.
Особого внимания заслуживает автор Сюиты для фортепиано с оркестром Алексей Шор. Сейчас его имя еще мало знакомо нашему слушателю, но я уверен, что в ближайшие годы мы все чаще будем видеть его на афишах. Тем более, уже многие выдающиеся исполнители, в том числе Максим Венгеров, Фредерик Кемпф, Дэвид Карпентер, Рей Чен, Борис Андрианов, исполняют и записывают его произведения. Этот композитор заслуживает особого внимания – математическая выверенность и четкость его произведения сочетается с романтическим настроением. Хороший вкус, гармонично сочетающий внутренний напор страсти и романтизм, вкупе с современной трактовкой классических приемов, прочитываются в динамичной сюите для фортепиано. Она цепляет публику, задевает ее внутреннюю чувственность – удачно дополняя сложившийся классический фортепианный репертуар. Интересная вещь, в удачной интерпретации хорошего дирижера.
Это произведение готовит слушателя к более сложной и тревожной Симфонии № 5 Дмитрия Шостаковича. Сергею Смбатяну удалось передать драматизм в сочетании с выраженной лиричностью симфонии. Конечно, существуют более классические и мощные исполнения этого произведения, но особенную ценность услышанному придает то, что дирижеру и оркестру вместе удалось создать атмосферу трепета и фатального предчувствия, как предупреждения всем нам.
Хочется отдельно рассказать о сотрудничестве уже хорошо известного московской публике дирижера Сергея Смбатяна с Мальтийским филармоническим оркестром в течение этого турне. Мне удалось побывать на первом концерте серии, который прошел 24 ноября на Мальте, в городе Валетте — культурной столице Европы 2018. Нужно отметить прогресс во взаимопонимании между оркестром и дирижером, оставляющий впечатление, что достигнутый уровень единения позволяет легко воплощать самые сложные задачи, поставленные талантливым дирижером. Работоспособность Мальтийского оркестра производит впечатление — повышающийся градус музыкальности и предельная внимательность к жестам Смбатяна позволяет оркестру читать малейшие нюансы движения дирижера, мгновенно реагируя на изменения в трактовке партитуры. Именно взаимодействие молодого талантливого дирижера с оркестром является ключом к успеху новой для нашего слушателя программы.
Большое мировое турне, посвященное пятидесятилетию Мальтийского филармонического оркестра, проходило с 24 ноября по 7 декабря. Концерты прошли на Мальте и в США, финальной точкой стала Россия, 5 декабря прошел концерт в Москве, Санкт-Петербург принял музыкантов 7-го декабря. Одним из лучших стало выступление в Москве.
Радует, что подобное международное сотрудничество дарит возможность искушенной московской публике услышать новых звезд, познакомиться с современными произведениями, быть свидетелями потрясающего тонкого эксперимента, который приведет к повышению общего уровня оркестрового исполнительского мастерства и привлечет новую публику в залы.
© Belcanto.ru