«Что нам оставил ХХ век»

Конкурс на лучшее исполнение вокальных сочинений Б. Чайковского

Москва, 30 ноября — 1 декабря 2018 года

Проект создан Фондом сохранения творческого наследия Бориса Чайковского и Российской академией музыки имени Гнесиных.

В жюри конкурса приглашены известные исполнители, педагоги вокала и камерного ансамбля – Галина Писаренко (председатель жюри), Рузанна Лисициан, Генриетта Серова, Мария Бер, Яна Иванилова, Галина Мурадова, Екатерина Стародубровская. Запланированы Круглый стол и мастер-класс, посвящённые вопросам исполнения камерно-вокальной музыки Б. Чайковского.

К участию в конкурсе приглашаются молодые исполнители (студенты старших курсов, аспиранты, выпускники вузов). Необходимое условие участия – исполнение не менее двух частей одного из вокальных циклов, двух песен из кинофильма или двух частей кантаты. (Список вокальных произведений композитора имеется на сайте boristchaikovsky.ru)

Время проведения конкурса – 30 ноября и 1 декабря 2018 г. Конкурс будет проходить в Музыкальной гостиной Дома Шуваловой. Заявки на участие принимаются до 10 октября 2018 г. (форма заявки помещена на сайте).

Все подробности – на сайте boristchaikovsky.ru, вопросы и заявки (с обозначением темы письма – КОНКУРС) присылайте на почту boristchaikovskyfond@ya.ru.

* * *

Надеюсь, участие в нашем проекте преподнесёт молодым певцам и певицам радость открытия новой музыки высокого художественного достоинства. Сочинения для голоса и инструментов были написаны Борисом Александровичем Чайковским в середине ХХ века, однако они до сих пор остаются малоизвестными даже в профессиональной среде.

Б. Чайковский, «в равной степени далёкий от официального традиционализма и от стилистических экспериментов», занимал, в советской музыкальной жизни, как пишется о нем, обособленное положение (С. Савенко). Его имя относят порой к категории неприсоединившихся – тех, «которые не были ни махровыми соцреалистами, ни авангардистами» (Л. Акопян).

«Вопрос о средствах, — говорил он, — это когда надо убрать все лишнее, отсеять то, что мне не нужно».

На фоне стилевых метаний, когда понятие о величине в искусстве заменилось понятием о направлениях и средствах, он удерживал высокое представление о силе и красоте музыки, представляя нам новаторство не «взрывного», а умеренного типа. Когда всё разбегалось (и кстати, центробежные суетные метания привели иных к потере себя), Борис Чайковский усиливал позиции центростремительные, даря нам чистоту и искренность переживаний русской жизни и русской души. Что до громкого признания, то это ведь не о художественном, это о PR-ном творчестве…

Во многом непонятная, даже загадочная личность, не пресмыкающегося перед власть имущими, непартийного музыканта, патриота Отчизны… В «Лирике Пушкина» словами поэтами он восклицает: «…Зависеть от царя, зависеть от народа – не всё ли нам равно?»

Борис Александрович Чайковский никогда себя не рекламировал, не упоминал о фактах, способных привлечь к его музыке внимание по причинам не художественного характера. Можно упомянуть историю с премьерой вокального цикла на стихи Иосифа Бродского, совпавшей по времени со ссылкой поэта. Поэтому Галине Вишневской (певица стала позднее первой исполнительницей цикла “Лирики Пушкина”) запретили спеть его в концерте. ”Четыре стихотворения И. Бродского” надолго легли в стол композитора…

Бориса Александровича отличает “лирическое отношение к самому музыкальному звуку, к самой музыке как высшей ценности духовной культуры человека (Г. Арановский). Такого не скажешь даже о признанных представителях авангардной эстетики…

«Художник – это человек, способный преодолеть автоматизм бездумного существования, почувствовать острее и ранее других болезни, эмоциональные конфликты времени», по определению З. Фрейда. Думаю, Б. Чайковский раньше многих осознал этот конфликт между упоением формально-конструктивным новаторством и животворной силой традиции (как твёрдой скалы среди бушующих волн). Но надо обладать громадным талантом, чтоб не повторять традицию, а длить её в индивидуально неповторимой, первичной по чувству форме, как у Бориса Чайковского.

Лирические по содержанию вокальные сочинения автора возможно удивят кого-то преобладанием мелодической природы, сдержанно романтическим миропониманием. Наследие Б. Чайковского в жанрах вокальной музыки невелико. Это «Два стихотворения М.Ю. Лермонтова» для сопрано и фортепиано (1940 г.), вокальные циклы для сопрано и фортепиано «Лирика Пушкина» (1972) и «Четыре стихотворения И. Бродского» (1965); «Последняя весна», вокальный цикл для меццо-сопрано, флейты, кларнета и фортепиано на стихи Н. Заболоцкого (1980), «Из Киплинга», две части неоконченного цикла для меццо-сопрано и альта (1994). В список конкурсных сочинений включена также сольная кантата «Знаки Зодиака» (1974) для сопрано, клавесина и струнных на стихи Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой, Н. Заболоцкого (в переложении для сопрано и фортепиано), а также песни на стихи В. Коростылёва из кинофильма «Айболит-66» (1975).

До встречи на конкурсе-фестивале!

Директор Фонда Бориса Чайковского — Валида Махмудовна Келле

реклама