Ушёл из жизни Дмитрий Хворостовский

Дмитрий Хворостовский

В Лондоне 22 ноября скончался один из самых известных оперных певцов современности — русский баритон Дмитрий Хворостовский. Он ушел из жизни в возрасте 55 лет. Belcanto.ru приносит свои соболезнования родным и близким артиста...

Певец неоднократно давал большие эксклюзивные интервью нашему порталу.

Предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из этих бесед:

Боюсь, что мы вообще идем к какому-то черному концу и кризису всего. Впрочем, кризис уже и так есть. Дальше уже двигаться некуда, мне кажется. Новое поколение автоматически забудет, перелистнет страницу культуры, и классическое искусство останется где-то за их плечами, в другом веке. Я имею в виду не только Россию, так будет везде. И я не вижу тут никакого просвета и все больше убеждаюсь в неизбежности этого.
Вот я исполнитель. Любой исполнитель, занимаясь тем, чем он занимается, растет, он двигается к каким-то вершинам, к идеалу, посвящает этому свою жизнь и не видит предела собственному совершенствованию. На этом пути его нельзя остановить. Мое искусство сделало из меня совершенно другого человека. Ведь кем я был? Сибирским мальчиком. Но благодаря тому, чем я занимаюсь, что я люблю, что я исполняю, что мне дорого и составляет смысл моей жизни, я переродился, я стал другим, я стал лучше. И через 10 лет я буду продолжать меняться, если доживу, и через 20 лет. Это нормальный процесс, нормальное развитие человека. Но когда я вижу людей, которые не делают этого и даже не хотят узнать о такой возможности, мне становится страшно за будущее.

Конечно, театр заставляет меня играть характеры крупные, выпуклые, яркие, подчас гротескные. Но сколько у меня есть возможностей для показа мелких штрихов и черт человека, оттенков и полутонов в его отношениях и чувствах, когда я исполняю камерную музыку! Ведь там сотни, тысячи произведений, а в них — образов, ситуаций, житейских драм. Я счастливейший человек в этом смысле, потому что у тех моих коллег, которые камерную музыку не исполняют, нет возможности «сыграть» эти не-оперные роли. Благодаря этой второй певческой «профессии» моя сценическая жизнь разнообразнее, в моем распоряжении более богатый арсенал актёрских приемов и инструментов и фактически у меня больше ролей. Каждый романс как театральная миниатюра, как мини-история, где есть свой сюжет, в котором так же, как и в крупных произведениях, существуют начало, развитие, кульминация, счастливый или несчастливый конец. И опыт создания образов в камерной музыке мне помогает на большой сцене, особенно когда начинается непростая работа над новой ролью.

... Процессы глобализации привели к распространению по всему миру англо-саксонской культуры, которая завоевала прочные позиции внутри национальных государств и везде диктует свою волю. Франкоязычные страны ещё как-то удерживаются, но их усилия сохранить свою самобытность на общем мировом фоне ничтожны. Англо-саксонская культура поглощает, уничтожает национальное искусство, хотя, надо заметить, с некоторыми уступками общественным вкусам. Например, повсюду стал интенсивно развиваться жанр мюзикла, который никогда не был популярен в материковой Европе, а тем более – у нас. Но сегодня везде сплошные мюзиклы, благодаря которым технические аспекты этого жанра, выдающие его англо-саксонское происхождение, – африканский метроритм, всегда пропагандируемый англосаксами, определенные особенности вокала и стиля, — проникают буквально в кожу. Эта чуждая многим странам культура вытесняет национальные традиции подобно агрессивным пчёлам откуда-нибудь из горячей пустыни, которые прилетают в чужую землю и пожирают там всех местных насекомых. Для русской элегической и ностальгической интонации, характерной для романсовой музыки прошлых веков, сегодня остается всё меньше места. Впрочем, русская музыка всё равно пока ещё востребована и популярна в мире.

реклама