Романтические прогулки с «Русской филармонией»

«Монографические концерты» в ММДМ продолжаются

Цикл «Монографических концертов симфонической музыки» в ММДМ, что вот уже второй сезон проводит оркестр «Русская филармония» под управлением Юрия Кочнева, для коллектива, с приходом этого маэстро пережившего как бы второе рождение, успел стать фирменным блюдом. Идея Кочнева оказалась весьма продуктивной, ибо сравнительно редко исполняемых у нас композиторов, равно как и «незаезженных» сочинений у более популярных авторов, с лихвой хватит, чтобы составить программу «Монографических концертов» на много лет вперед. Пока что основной упор делается на музыку романтическую, которая, кажется, особенно близка оркестру и его маэстро. Два последних концерта были посвящены романтикам австро-немецким — Антону Брукнеру и Роберту Шуману.

За Брукнера российские оркестры берутся нечасто. Даже некоторые из ведущих коллективов либо вовсе его не играют, либо не делали этого много лет. «Русская филармония», не убоявшись трудностей, рискнула все-таки замахнуться на этого непростого как для исполнения, так и для восприятия композитора. Юрий Кочнев включил в программу концерта Третью симфонию, присовокупив к ней «Te Deum». Надо сказать, оркестр в целом справился вполне достойно, продемонстрировав в числе прочего и мощное монолитное звучание медной группы. Вопросы вызывала, главным образом, сама дирижерская интерпретация. То ли из-за того, что оркестру менее удаются медленные части, то ли не желая испытывать выносливость публики, то ли не найдя в себе созвучия тому состоянию медитации, что преобладает в первой половине симфонии, маэстро взял чрезмерно быстрые темпы, скомкав тем первые две части и лишив их мистической созерцательности. Более убедительно и по-брукнеровски прозвучали третья часть и финал. Вообще же Кочнев установил в этот вечер своего рода рекорд: Третья симфония звучала у него 45 минут, тогда как средняя ее протяженность обычно где-то около часа. Зато «Te Deum», в исполнении которого приняли участие Юрловская капелла и Камерный хор ГМПИ им. Ипполитова-Иванова, а также солисты Большого театра Екатерина Головлева, Сергей Гайдей, Александр Науменко и солистка Новой Оперы Агунда Кулаева, предстал вполне цельным.

А вот шумановская программа удалась во всех отношениях. Здесь звучали вещи, исполняемые сравнительно часто, хотя по-настоящему популярным можно назвать лишь Концерт для фортепиано с оркестром, в котором солировал Михаил Лидский, кажется, прямо созданный для романтической музыки. Наверное, с точки зрения пианистической виртуозности этот концерт можно сыграть и лучше, но вот такое полное погружение в музыку, растворение в ней в наши дни встретишь нечасто. С оркестром и дирижером у Лидского сложился отличный ансамбль.

Увертюра «Манфред» и Вторая симфония прозвучали почти безупречно. Разве только третьей части (знаменитому «Adagio espressivo») немного не хватало дыхания и лирической полноты. Кроме того, именно здесь, в медленной части, подчас вылезали наружу интонационные погрешности духовых и некоторые другие недостатки оркестра, которые, впрочем, тут же забылись в финале. В целом здесь вполне можно говорить о выдающейся дирижерской интерпретации симфонии, сопоставимой со многими прославленными образцами.

Последний в этом сезоне концерт цикла пройдет в Доме музыки 6 апреля. Его героем станет Сергей Прокофьев.

Дмитрий Морозов

реклама