В Музее кино прошла неделя документального кино Швейцарии «Искусство в объективе швейцарских документалистов». Восемь документальных фильмов производства 2001—2004 годов познакомили зрителей с мастерами швейцарской культуры XX века или с теми, чья жизнь и творчество были непосредственно связаны со Швейцарией. Кроме того, был показан фильм о доме для престарелых музыкантов «Поцелуй Тоски» (1984) режиссера-классика Даниэля Шмида. Эта картина уже демонстрировалась в России и вошла в золотой фонд мировой кинодокументалистики. Фестиваль прошел при поддержке швейцарского агентства по кинематографии «Swissfilms» и посольства Швейцарии в Москве. К сожалению, по правовым причинам в ретроспективу не вошел фильм о знаменитом художнике Пауле Клее, связанном с экспрессионистами немецкой группы «Синий всадник». Зато многочисленные зрители познакомились с творческим портретом другого корифея скульптуры и живописи первой половины XX века в картине Хайнца Бютлера «Альберто Джакометти: взгляд за горизонт».
Неделя открылась двумя лентами «Чарли Чаплин: забытые годы» (2002) и «Грок — король клоунов» (2003) режиссера Феличе Дзенони, приехавшего для их презентации в Москву. Картина про последние двадцать пять лет жизни Чаплина получилась более интересной и цельной, чем лента про цирковую звезду, известную больше в Западной Европе, чем в России. Режиссеру удалось подобрать из хроникальных кадров пребывания великого комика в Швейцарии (в 1952 — 1977 годах) минуты воистину судьбоносные и дать им сухой, но точный комментарий. Вот мы присутствуем на трогательном моменте отплытия уже седовласого еnfant terrible в Европу, состоявшегося не без «помощи» сенатора-антикоммуниста Джозефа Маккарти. Прошли годы. И вот уже весь зал в Лос-Анджелесе приветствует вставанием изгнанника на торжественной церемонии вручения почетного «Оскара» в 1972 году. И он плачет не потому, что администрация Никсона позволила ему приехать на родину всего лишь на 10 дней. Забавно, что в своей тронной речи Чарли не сможет выговорить имя другого почетного лауреата — Ингмара Бергмана. Видимо, он так ни разу и не удосужился посмотреть его фильмы.
Вот мы присутствуем на премьере чаплиновского малоудачного фильма «Графиня из Гонконга» (1966), мелодия из которого мгновенно стала мировым музыкальным хитом и даже докатилась до СССР. Из ленты можно узнать, что Чаплин, не зная нотной грамоты, ухитрился сочинить около 200 мелодий, многие из которых так и не были востребованы. Он считал гениальной немолодую пианистку Клару Хаскил, дружил с ней до самой ее смерти, но при этом его мужское внимание приковывали лишь юные мордашки. Чарли очень любил позировать в кругу своей многочисленной семьи (из его детей лишь Джеральдина стала кинозвездой), но при этом его сын Майкл уже в 16 лет убежал из дома. Клочковатый фильм про клоуна-эксцентрика Грока воспринимается с трудом. Среди его почитателей были такие полярные фигуры, как Гитлер и Черчилль. О нем тепло вспоминают певица Катерина Валенте, киноактер Мишель Симон и певец Морис Шевалье, но фильму недостает ярких, запоминающихся сцен. Сохранившиеся кадры из полузабытых немецких лент не позволяют оценить масштаб дарования этого грустного клоуна.
Фильм «Б» как Бежар» создавался по горячим следам знаменитого спектакля «Люмьеры» (2001). Этот блестящий хореограф, оказывается, многие часы провел в синематеках Бельгии и Франции, прежде чем сумел объединить две свои юношеские страсти: любовь к танцу и режиссуре. Одержимость светом роднит Бежара не только с художниками Микеланджело и Пикассо, но и со знаменитым итальянским оператором Витторио Стораро. Творческие интересы Бежара сформировались в 60-е годы. Себя он считает «акушеркой» для танцоров, а не творцом. Согласно его воззрениям, творец создает из ничего, а он, Бежар, лишь организует и оформляет чужой человеческий материал. Фильм позволяет проникнуть в творческую лабораторию хореографа, но оставляет за рамками его личную жизнь.
Если картина о Бежаре позволяет расширить представление о великом хореографе, то лента «То, что осталось позади» режиссера Норберта Видмера может, пожалуй, стать скорее антирекламой видного актера Бруно Ганса («Небо над Берлином»). Картина представляет хаотичный калейдоскоп из репетиций Ганса в роли Фауста в спектакле Петера Штайна, отрывков малоизвестных картин его швейцарского периода, а также выступлений на радио.
Крайне затянутым и невразумительным показался и фильм «Путешествия Сантьяго Калатравы» режиссера Кристофа Шауба, посвященный творчеству архитектора-трудоголика Калатравы. Его изящные проекты разбросаны по всем континентам, но режиссер почему-то делает упор на его дилетантских сентенциях и философских воззрениях. На фоне ленты Шауба картина Беат Кюрт «Центр Дюрренматта: «Образ истории» выгодно выделяется лаконичностью. Она буквально нашпигована интересными наблюдениями и размышлениями и впервые знакомит мир с малоизвестными живописными работами знаменитого швейцарского драматурга и писателя.
Просмотр программы документальных фильмов в целом показал, что швейцарское кино развивается самобытным путем, но организаторам недели хотелось бы пожелать более тщательного отбора картин для показа. Тогда и зрителей будет заметно больше.
Виталий Трофимов