Вот уже третью неделю подряд кинопоказ становится все беднее и беднее — и это характерно для всех каналов, исключая разве что НТВ и отчасти «Культуру». Как фильм недели позиционирован триллер «Открытое море» (НТВ, 1 июля, 22.40. США, 2003. Режиссер Крис Кентис), и с этим нельзя не согласиться. Из потока голливудской продукции этот очень скромный по бюджету фильм, собравший в мировом прокате более 45 миллионов долларов, выделяют высокий профессионализм всей съемочной группы и оригинальность. В нем нет звезд, нет дорогостоящих спецэффектов. Его создатели просто взяли реальную историю о том, как однажды супружеская пара (ее играют Блэнчард Райан и Дэниел Трэвис) так увлеклась подводным плаванием, что не заметила, как катер с остальными туристами уплыл, и рассказали ее просто, красиво и серьезно — без всяких перехлестов, наворотов и страшилок, присущих подобного рода товару. Зрителям как бы предлагается на себе примерить тот ужас, который внезапно взвалился на героев картины (ко всему прочему на них напала акула). И вместе с тем есть чем в фильме и полюбоваться — надводная и подводная морская стихия снята великолепно. Нашлось место и для психологии супружеских отношений — и это отнюдь не снижает динамику действия, что редкость для кино подобного рода.
Свежестью и оригинальностью отличается и комедия П.Дж.Хогана «Кто убил Виктора Фокса?» (НТВ, 1 июля, 0.15. США, 2002). Это история весьма и весьма довольной жизнью домохозяйки из Чикаго Грейс (Кэти Бейтс), фанатичной поклонницы британского певца и кумира женщин Виктора Фокса (Джонатан Прайс сам исполнил все песни своего героя). На почве этого поклонения у нее произошел разрыв с мужем (Дэн Эйкройд), но это Грейс не очень расстроило, и она отправилась на концерт своего кумира. Но концерт не состоялся — знаменитый певец был убит чикагским маньяком (Питер Сарсгаард). И тогда Грейс, пользуясь своим новым положением свободной женщины, летит в Лондон на похороны кумира. Здесь она узнает, что у Виктора Фокса был маленький секрет: он был гомосексуалистом и позором своей аристократической семьи. С чопорными сестрицами кумира Грейс поладить не удается, зато с любовником Фокса (его играет «открытый» Руперт Эверетт) она мгновенно находит общий язык — в конце концов, они оба потеряли дорогого им человека!..
Съевший собаку в жанре триллера, Кертис Хэнсон («Окно спальни», «Бурная река», «Рука, качающая колыбель», «Секреты Лос-Анджелеса») вдруг взялся за комедию — «Вундеркинды» (НТВ, 2 июля, 23.55. США — Великобритания, 2000). Правда, не совсем чистую — в ней много социально-драматических мотивов, которыми насыщена литературная первооснова — одноименный роман Майкла Чебона. И не ударил в грязь лицом. Картина получилась в меру смешная и в меру серьезная. Ее своеобразной визитной карточкой стала замечательная песня Боба Дилана «Things Have Changed», впоследствии отмеченная «Оскаром» (кроме того, фильм был номинирован на «Оскара» в категориях «Лучший монтаж» и «Лучший адаптированный сценарий»). Кроме Дилана, на фильм поработала целая команда рок-звезд, в том числе Нил Янг, Ван Моррисон, Джон Леннон, Леонард Коэн, так что саундтрек на загляденье. Очень хорош Майкл Дуглас в роли писателя и профессора колледжа, на голову которого в одночасье свалилась куча неприятностей. Во-первых, новая книга не пишется, а его эксцентричный издатель (Роберт Дауни-младший) желает ее издать как можно скорее, чтобы поправить свои дела. Во-вторых, его любовница (Френсис МакДорманд), а по совместительству и декан факультета, беременна. В-третьих, от него сбежала жена. В-четвертых, на вечеринке его лучший ученик (Тоби МакГуайр) застрелил любимую собаку мужа его любовницы. В-пятых, этот же самый парень, который немного не в себе, стащил пиджак Мэрилин Монро из коллекции все того же мужа. В-шестых, его студентка-квартирантка (Кэти Холмс), кажется, положила на него глаз...
О побегах из тюрем было снято множество фильмов, но совсем немногие из них, в том числе «Побег из Алькатраса» (НТВ, 2 июля, 2.20. США, 1979), вошли в классику жанра. Дон Сигел («Грязный Гарри», «Два мула для сестры Сары») преподал своим молодым коллегам прекрасный урок мастерства, взявшись за реконструкцию реального побега из реальной тюрьмы «Алькатрас». Она была построена на острове в заливе неподалеку от Сан-Франциско в начале 30-х годов прошлого столетия и почти тридцать лет имела репутацию самой надежной в Америке. В ней содержались самые опасные преступники-рецидивисты. Сам Аль Капоне был удостоен чести отбывать свой срок в ее «гостеприимных» стенах. И вдруг в 1962 году грабитель банков Фрэнк Моррис (впечатляющая работа Клинта Иствуда, в пятый уже раз снявшегося у своего учителя режиссуры) одним махом разрушил ее репутацию... Дон Сигел чисто режиссерскими средствами настолько мастерски нагнетает внутреннее напряжение, что смотрится фильм на одном дыхании.
В это же воскресенье, но уже под утро нам предлагают посмотреть роскошную приключенческую мелодраму Джона Форда «Могамбо» (НТВ, 2 июля, 4.05. США, 1953). Ава Гарднер отнюдь не затерялась в компании суперзвезд Кларка Гэйбла и Грэйс Келли. Это ремейк картины 1932 года «Красная пыль» Виктора Флеминга. Главную роль, как и за 20 лет до этого, сыграл Кларк Гэйбл, но место Джин Харлоу, голливудского секс-символа 30-х, заняла знойная брюнетка Ава Гарднер, а место Мэри Астор («Мальтийский сокол») — блондинка Грэйс Келли. Действие происходит в Кении. Профессиональный охотник и авантюрист Виктор Марсвэлл (Гэйбл) во время одной из экспедиций встречает танцовщицу варьете Элоизу (Гарднер), и между ними завязывается бурный роман. Когда к ним присоединяются супруги Нордли — антрополог Дональд и его чопорная, внешне неприступная жена Линда (Келли), которые прибыли для изучения жизни обезьян, — любвеобильный Виктор решает «растопить айсберг».
Канал «Культура» утреннюю кинолинейку по будням посвятил творчеству замечательной актрисы Невены Кокановой, которая в 60 — 70-е годы прошлого века была своего рода символом и визитной карточкой болгарского кинематографа. И что примечательно, каждый из четырех фильмов, вошедших в мини-ретроспективу актрисы, поставлен одним из классиков болгарского кино, которое ныне в России практически неизвестно, а несколько десятилетий назад было весьма и весьма популярно. В военной мелодраме Выло Радева «Похититель персиков» («Культура», 27 июня, 11.10. Болгария, 1964) Невена Коканова играет Лизу, жену коменданта болгарского города Тырново. Сюда во время Второй мировой войны прибывают военнопленные. Среди них — бывший сербский учитель Иво (Раде Маркович). Ему удается убежать из лагеря и забраться в сад, который, оказывается, принадлежит коменданту. Чтобы утолить голод, Иво срывает персики и попадается на глаза Лизе... Как справедливо отметил обозреватель итальянской газеты «Унита», «необходимо отдать дань грациозности и тонкой душевной чувствительности Невены Кокановой, которой фильм в большой степени обязан своим нежным звучанием».
В психологической драме Христо Христова «Дерево без корней» («Культура», 28 июня, 11.00. Болгария, 1974) актриса выступает в совершенно ином амплуа. Она очень органична во второплановой роли внимательной и терпеливой невестки пожилого крестьянина, которого после смерти жены забрал к себе в город его сын. Вроде бы все в доме сына хорошо, но старик чувствует себя здесь как дерево, вырванное из почвы...
В ироническом детективе Рангела Вылчанова «Инспектор и ночь» («Культура», 29 июня, 11.00. Болгария, 1963), снятом по повести знаменитого болгарского писателя Богомила Райнова, солирует Георгий Калоянов в роли немолодого и усталого на вид инспектора уголовного розыска, расследующего убийство некоего Маринова, а Невена Коканова появляется на экране всего пять раз, однако прежде всего она запоминается зрителям. Только большим актрисам под силу, используя минимум предоставленных сценарием и режиссером возможностей, показать эволюцию характера человека, придать ему поистине трагическое звучание.
А в завершающей мини-ретроспективу драме Людмила Киркова «Матриархат» («Культура», 30 июня, 11.00. Болгария, 1977) Невена Коканова играет одну из четырех женщин, работающих в полеводческой бригаде, где единственный мужчина — сам бригадир. У каждой из этих женщин проблемы в личной жизни. Ганету муж просит ублажить ревизора, чтобы не попасть в тюрьму за растрату; Тана мечтает уехать в город; Бона от одиночества гонит самогон и так же, как и Жела, мечтает о скорейшем возвращении мужчин, уехавших из деревни на заработки в город...
Но как бы ни были хороши фильмы с участием болгарской суперзвезды, по классу они безо всяких сомнений уступают психологической трагикомедии «Магазин на площади» («Культура», 26 июня, 11.00. Чехословакия, 1965) и историко-приключенческой драме «Дружеское увещевание» («Культура», 30 июня, 20.05. США, 1956). Первая из этих лент, ставшая вершиной творчества знаменитого режиссерского тандема Ян Кадар — Эльмар Клос (работали вместе с 1952 года) и удостоенная «Оскара» за «Лучший зарубежный фильм», отличается простой и ясной структурой, изысканной черно-белой стилистикой, большим вниманием к визуальным и звуковым деталям и превосходным актерским дуэтом. Йозеф Кронер играет обыкновенного работягу Тоно Бртко, который в 1942 году поддался давлению стервозной и жадной жены и решил воспользоваться предоставленной местными профашистски настроенными властями возможностью «приватизировать» магазин старой еврейки Розалии (Ида Каминска). Человек по натуре мягкий и добрый, он тяготится своим новым положением и представляет себя Розалии, которая давно уже не от мира сего, как ее работник. Когда нацисты начинают отправлять местных евреев в лагеря смерти, Тоно обнаруживает, что Розалии нет в списке депортируемых... Взаимоотношения Тоно и Розалии выписаны исключительно тонко и точно, авторы картины медленно и с нарастающей тревогой приближают зрителей к неизбежно трагическому финалу, который воспринимается как мощный, безжалостно бьющий наотмашь аккорд. «Мы хотели показать, — отмечал Ян Кадар, — что террор рождается не только благодаря пистолетам и бомбам, но и вследствие поведения вполне приличных людей, которые считают, что никогда никому не делали плохого, и тем не менее в конце концов превращаются в убийц».
В отличие от других работ выдающегося американского режиссера Уильяма Уайлера («Лучшие годы нашей жизни», «Римские каникулы», «Бен Гур») «Дружеское увещевание» практически неизвестно в России. И это притом что оно было удостоено «Золотой пальмовой ветви» на МКФ в Канне, «Золотого глобуса» за лучшую мужскую роль второго плана (Энтони Перкинс) и номинации на «Оскара» за режиссуру. Положенный в основу картины одноименный роман Джессамин Уэст рассказывает историю семьи из протестантской секты квакеров, которые отличались строгими нравами, отказывались от всякого комфорта и развлечений и знать не желали, что происходит вокруг. И все же цивилизация неумолимо проникала в их заплесневевший мир, и это мастерски обыгрывается в ряде комических эпизодов. Но настоящий перелом в сознании персонажей картины произошел, когда война ворвалась в их деревню (действие происходит в штате Индиана в 1862 году) и солдаты стали жечь дома и убивать детей, — пацифистские догмы немедленно были забыты.
Геннадий Белостоцкий