В Москве прошёл фестиваль современной музыки
Фестиваль «Московский форум», традиционно проводимый в стенах Московской консерватории каждые два года, начиная с 1994, в этом году разросся до огромных масштабов: за четыре дня участникам предложили «полное погружение» в профессиональную музыкальную среду. Необычный формат нынешнего фестиваля, включающего практический, журналистский блок (семинары, мастер-классы и лекции) и блок музыкальный (восемь концертов), собрал огромное количество участников, музыкальных журналистов, около сорока композиторов и столько же исполнителей. Кроме того, фестиваль совпал со 150-летием МГК, поэтому приглашены были авторы, так или иначе связанные с Alma Mater.
Слово о музыке
В рамках Форума впервые прошел Семинар для критиков и журналистов, собравший около пятидесяти участников — представителей разных учебных заведений и специальностей (журфак МГУ, Высшая школа экономики, ГИТИС, Академия балета им. А. Я. Вагановой, Университет печати, МГК им Чайковского и РАМ им Гнесиных). Помимо московских вузов были гости из Петербурга, Нижнего Новгорода, Белгорода, Казани, Екатеринбурга и Кемерово.
Настоящий ликбез по музыкальной критике был проведен для начинающих авторов в конференц-зале Московской консерватории, в ходе которого разбирались работы участников фестиваля. В лекциях и мастер-классах принимали участие ведущие представители как российской, так и зарубежной прессы, в прошлом выпускники консерватории.
Ярослав Тимофеев (музыкальный обозреватель газеты «Известия») подробно рассказал о видах интервью и о технологии его ведения. Марина Гайкович (редактор отдела культуры «Независимой газеты») предложила освещать события сквозь жанр проблемной статьи. Петр Поспелов (редактор отдела культуры газеты «Ведомости») поведал о секретах и особенностях жанра рецензии.
Участникам форума, журналистам и музыковедам, а также композиторам и исполнителям удалось пообщаться друг с другом в ходе дискуссии «And how are we today?» («И кто мы сегодня?»). Основные спикеры Александра Елина (флейтистка, куратор программы «Место звука» в Электротеатре «Станиславский») и Дмитрий Бурцев (композитор, студент МГК им. Чайковского), Владислав Тарнопольский (автор концепции фестиваля, музыковед, куратор междисциплинарных проектов) и Александр Хубеев (композитор, лауреат премии Gaudeamus в Нидерландах) с разных позиций пытались обрисовать ситуацию, в которой сейчас находится современное искусство. «Наболевшего», как оказалось, достаточно.
Как писать о современной музыке, если курс современной музыки заканчивается, к примеру, на Стравинском, ну или, в более продвинутом варианте, на Шёнберге? И это в вузах. Говорить о музыкальных колледжах, а уж тем более о музыкальных школах вообще не приходится.
Как исполнять современную музыку, когда в нашей стране очень мало современных композиторских площадок (одна Академия молодых композиторов в Чайковском)? В Москве – около 60 оркестров, из них лишь несколько коллективов, играющих современную музыку. Из самых крупных фестивалей, посвященных композициям XX-XXI веков — «Московский форум» и «Другое пространство».
Но дело не только в системе образования, или в том, что площадок мало – возможностей на самом деле много, слушатели есть, и они действительно хотят узнавать что-то новое. Дело, в первую очередь, в самих музыкантах, сидящих в каком-то своем коконе, в их инертности, нежелании понять современную музыку. Вот и получается: слушатели есть, возможности на самом деле тоже есть, а исполнять практически некому – за исключением тех самых нескольких ансамблей современной музыки.
Концерты
Настоящий «марафонский» забег предложил в нынешнем году оргкомитет фестиваля и солисты ансамбля «Студия новой музыки»: такого количества произведений не было представлено ни на одном из предыдущих проектов. Программы вечеров были построены по принципу сопоставления. С одной стороны, звучали произведения признанных классиков авангарда (Э. Денисов, С. Губайдулина), с другой – музыка «молодых» авторов (М. Хорькова, Б. Мусаев, А. Бесогонов, Г. Дорохов, Е. Рыкова, Н. Попов, А. Хубеев, А. Наджаров). Во второй день исполнялись произведения преподавателей консерватории (Ф. Караев, Ю. Каспаров, К. Уманский, Ю. Воронцов, А. Сюмак, И. Кефалиди, В. Горлинский, О. Бочихина), а также композиции представителей северной столицы и русского зарубежья (А. Кнайфель, Д. Смирнов, А. Шнитке, А. Раскатов, Н. Корндорф).
Сенсационному открытию была посвящена предконцертная лекция Левона Акопяна (музыковед, заведующий отделом современных проблем музыкального искусства ГИИ), связанная с недавно найденными рукописями неизвестных ранее фрагментов оперы «Нос» Д. Шостаковича. Исполнение вновь найденных фрагментов оставило смазанное впечатление: то ли ударные постарались, то ли недавний ремонт Рахманиновского зала. Не было в ансамбле заявленных в партитуре балалаек и домр, орган заменили синтезатор и баян, не совпадающие друг с другом по звучности.
Необычные эксперименты в области звука были предложены Георгием Дороховым в «Острове Назино» и Александром Хубеевым в «A posteriori» – шелестящий фон «звукового вакуума», создающий какое-то неземное, нереальное звучание либо с помощью различных нетрадиционных конструкций (например, использование пятилитровых пластиковых бутылок, связанных между собой натянутой струной у А. Хубеева), либо нетрадиционных приемов звукоизвлечения (смычком по всему корпусу музыкальных инструментов, стаканом по струнам арфы у Г. Дорохова). Схожее ощущение возникло после прослушивания в темном зале «Причины» для ансамбля, электроники и видео Владимира Горлинского с совершенно прозрачным звучанием, создающим впечатление некоей дымки, звукового фона и партией света в завершении.
Своеобразной пародией на одноименный жанр оказалась «Ария» для сопрано и аккордеона Алексея Сюмака, на протяжении которой вокалистка с закрытым ртом безуспешно пыталась начать петь. Некоторые из заявленных композиций вызвали вопросы, как, например, непрерывные «упражнения в гармонии» в течение 61 минуты Владимира Мартынова в «Gradus ad Parnassum» для фортепиано. Некоторые были связаны с чисто техническим оснащением («Биомеханика» Николая Попова, в которой практически отсутствовало взаимодействие видео и исполнителя, а это было важно) или вопросами все той же акустики (оглушительное звучание ансамбля ударных Марка Пекарского, из-за которого представлялось невозможным оценить исполнение).
Третий и четвертый день Форума, пожалуй, были самыми долгожданными: исполнялась музыка ведущих современных зарубежных композиторов. Беат Фурер, Филипп Юрель, Георг Фридрих Хаас, Франческо Филидеи, Джон Кейдж, Мишель ванн дер Аа, а также Хельмут Лахенман – действительно, эти композиторы уже стали «классиками», здесь вопросов практически не возникло (за исключением исполнения «…In…» Марка Андрэ, но это вопрос интерпретации – резонатором для бас-кларнета должен был быть рояль с открытой крышкой). Особое послевкусие оставила заключительная премьера Selenology для двух фортепиано (исполняли Юрий Фаворин и Наталия Черкасова) Алексея Сысоева, с совершенно космическим ощущением времени, непрерывным музыкальным потоком (пьеса звучала 2 часа 40 минут) и полным погружением в звук, со всеми его обертонами.
«Полное погружение» — это словосочетание, очень удачно подходящее не только произведению, завершившему вечер, но и всему масштабному проекту. Неслучайно большое место отводилось и звучащей музыке, и тому, как о ней писать — ведь очень часто журналисты без специального образования не знают, как писать о музыке, а музыкальные журналисты не могут написать так, чтобы это было понятно любителям. Поэтому предложенный формат «Московского форума», объединивший в общее пространство за такой короткий, сжатый срок представителей самых разных специальностей из разных городов – наверное, единственная возможность хотя бы на некоторое время создать ту самую атмосферу, ту профессиональную среду, которая необходима всем: композиторам и музыковедам, исполнителям и журналистам, и, конечно, тем, кто интересуется современным искусством.
Фото: Fedor Sofronov
На правах рекламы:
Вы можете скачать новинки зарубежных песен, рингтоны, тексты, а также лучшие казахские песни — бесплатно и без регистрации.