Скрябин в пространствах культуры XX века
«Скрябин — глубокая борозда не только в истории русской музыки, но и в истории русской культуры», — писал композитор и музыкальный критик Александр Оссовский. Поэтому столь притягательна его личность, неисчерпаемы загадки творчества, увлекающего в иные, «таинственные и радужные» миры. Собственно об этом — новая книга «А.Н.Скрябин в пространствах культуры XX века», собравшая плоды мысли о Скрябине музыковедов, исполнителей, литераторов, звукорежиссеров. Ибо широк спектр действия музыки Скрябина, мечтавшего о синтезе искусств в так и не осуществленной им «Мистерии».
Выход книги «А.Н.Скрябин в пространствах культуры XX века» в нынешних кризисных условиях невольно заставляет вспомнить оптимизм Скрябина, считавшего, что его творчество охраняет Провидение. Вот и сейчас тяготы финансирования разделили издательство «Композитор», ГЦММК имени М.И.Глинки и компания «Volvo cars» в России. Думается, не зря: подобные издания являются украшением любого издательского каталога.
Вступив в новый век, мы ощущаем потребность в пересмотре устоявшихся взглядов и стереотипов на многие явления, и фигура Скрябина не стала исключением. Сборник построен на новых, эксклюзивных материалах — авторских статьях и публикациях ценнейших архивных источников из фондов ГЦММК имени М.И.Глинки и РГАЛИ. Это, в частности, впервые увидевшие свет в этом издании (благодаря исследовательской деятельности А.Ю. Николаевой и А.С.Скрябина) страницы «Воспоминаний» А.Б. Гольденвейзера, дневниковые записи его первой жены А.Гольденвейзер, воспоминания М.Дуловой (матери известной арфистки), тексты Б.Яворского, В.Вальтера — автора и редактора музыкальных статей «Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона». Перечисление всех «вкусностей» книги заняло бы, пожалуй, объем самой рецензии — 44 автора представили интереснейшие статьи, темы которых способны увлечь читателей любого уровня.
Книга, несмотря на обилие внешне разнородного материала (от «Шахмат в жизни Скрябина» С.Карастелина до любопытной статьи «Был ли Ленин на световой премьере „Прометея“?» Б.Галеева и И.Ванечкиной), выстроилась в изящную конструкцию по воле составителя и главной движущей силы в деле пропаганды композитора, его внучатого племянника Александра Серафимовича Скрябина.
Разделы книги позволяют обозреть жизнь Скрябина, его творчество и его посмертное влияние в разных аспектах. «Феномен Скрябина в контексте культуры начала XX века» объединяет статьи, посвященные вопросам философии, стилевых тенденций. Причем соседствуют такие темы, как «Музыка Скрябина в традициях христианского искусства» В.Медушевского и «Экстаз» и «безумие»: особенности дионисийского мировосприятия А.Н.Скрябина" М. Лобановой.
Раздел «А.Н.Скрябин в пересечении с современниками» позволяет узнать не только новое о фактах биографии композитора, но и о таких крупных фигурах русской культуры, как Рахманинов, Лядов, Е.Ф.Гнесина... В тематическом блоке, где анализируется русская пресса рубежа XIX — XX веков, выделяется блестящая статья С.Грохотова «Бог и Пророк»: Скрябин и Сабанеев«. Леонид Сабанеев, неоднократно возникающий в книге в разных контекстах, пока остается одной из важнейших нитей, связывающих время Скрябина и современность (как бы ни относиться к определенной субъективности оценок Сабанеева).
В ряде статей подробно освещены страницы личной жизни композитора, трагическая судьба его жен — пианистки Веры Исакович-Скрябиной и Татьяны Шлецер, а также его детей. Как пишет Т.Масловская в статье «О судьбе потомков А.Н.Скрябина», его дочь Ариадна унаследовала от отца экстатичность, тягу к мессианству, к самопожертвованию во имя человечества. Причем в отличие от Скрябина, ей выпала доля реализовать эти качества во время Второй мировой войны.
Не менее интересен раздел «Скрябин и научно-техническая революция», где обсуждаются и вопросы технологии реставрации старых записей — как самого Скрябина, так и одного из величайших интерпретаторов его музыки В.Софроницкого (статьи П.Лобанова и Т.Бадеян), описывается история синтезатора АНСа, путь его изобретателя Евгения Мурзина. В частности, здесь можно найти подробные описания того, как Скрябин представлял себе реализацию световой партитуры «Прометея» — не как проекцию света на плоский экран, но как некий световой кокон, в который должен быть погружен зрительный зал и слушатели. Как пригодились бы подобные сведения тем, кто готовил недавнее исполнение «Прометея» на фестивале оркестров мира!
Наконец, самостоятельный отдел образуют наблюдения и размышления об интерпретации произведений композитора. Прочитанное заставляет задуматься и по-новому осмыслить наследие великого русского музыканта: нельзя не заметить потрясающую актуальность творчества композитора, идеи которого во многом опередили главнейшие тенденции эволюции музыки в XX веке. В самом деле, разве концепция звука-цвета Оливье Мессиана не является развитием скрябинского «Прометея», а гептология «Свет» Штокхаузена — еще одной попыткой создать очередную «Мистерию»?
«А.Н.Скрябин в пространствах культуры XX века». М.: «Композитор». 2009.
Евгения Кривицкая