День рождения Россини в Пезаро

Альберто Дзедда продирижировал «Севильским цирюльником»

29 февраля сего года в день рождения Россини (1792–1868) в Итальянском посольстве в Москве в рамках торжественного приема состоялся оперный вечер, с датой рождения композитора специально не связанный: приглашенная публика внимала молодым солистам – участникам российско-итальянской программы творческого обмена. А в это время на родине Россини в Италии, в далеком от нас курортном городке Пезаро на Адриатическом побережье, день рождения композитора отмечали по своему собственному сценарию.

Усидеть сразу на двух стульях в двух странах было решительно невозможно, поэтому обратимся к материалам, присланным из Пезаро пресс-службой Россиниевского оперного фестиваля, ежегодно проходящего там в августе. К празднованию 224-й годовщины со дня рождения маэстро из Пезаро и 200-летия мировой премьеры его бессмертного «Севильского цирюльника», состоявшейся на сцене римского театра «Арджентина» 20 февраля 1816 года, Rossini Opera Festival имел на сей раз отношение вполне реальное, хотя само празднование проходило во внеурочное для фестиваля время.

«Севильский цирюльник», самая известная опера Россини, была написана 200 лет назад, и в понедельник 29 февраля, в день рождения композитора, Пезаро посвятил концертное исполнение этого шедевра памяти своего светлейшего уроженца. Начало торжественного мероприятия, инициированного Консерваторией Россини в Пезаро, было назначено на восемь с половиной часов вечера в Teatro Rossini. В тот же день здешняя Консерватория начала отсчет своего 134-го учебного года. В организации праздничного мероприятия также приняли участие Accademia Rossiniana (аффилированный институт Россиниевского оперного фестиваля), Городской совет Пезаро, Ассоциация театральных деятелей области Марке (Associazione Marchigiana Attività Teatrali) и Фонд Россини в Пезаро. В этот торжественный вечер Хором и Оркестром Консерватории Россини управлял легендарный маэстро Альберто Дзедда (Alberto Zedda). Функции хормейстера проекта взял на себя Альдо Чикконофри (Aldo Cicconofri).

Основанная в 1869 году в соответствии с последней волей и завещанием Россини, Консерватория в Пезаро, названная именем композитора (Conservatorio Statale di Musica «Gioachino Rossini»), свою преподавательскую деятельность официально ведет с 1882 года, являясь одной из старейших и наиболее респектабельных. С момента основания Консерватории ее высокий музыкально-образовательный уровень был обусловлен тем, что директорское кресло сего учреждения занимал ряд величайших итальянских композиторов того времени. Первым директором Консерватории Россини был Карло Педротти (Carlo Pedrotti), оперный композитор из Вероны, который ради своей новой должности даже оставил пост дирижера оркестра Teatro Regio в Турине и смог убедить ряд первоклассных педагогов последовать за ним в Пезаро.

Позже среди других известных директоров были Пьетро Масканьи (Pietro Mascagni), Амилькаре Дзанелла (Amilcare Zanella), Риккардо Дзандонаи (Riccardo Zandonai), Лино Ливиабелла (Lino Liviabella) и Марчелло Аббадо (Marcello Abbado). В последние годы многие из учеников Консерватории смогли заявить о себе на международной музыкальной арене и сделать успешные карьеры, что убедительно свидетельствует о высоком качестве здешнего обучения. К наиболее знаменитым ученикам Консерватории Россини (всемирно известным персоналиям XX века) относятся двое уроженцев Пезаро – сопрано Рената Тебальди (Renata Tebaldi, 1922–2004) и композитор Риц Ортолани (Riz Ortolani, 1926–2014), а также тенор Марио Дель Монако (Mario Del Monaco, 1915–1982).

Маэстро Дзедда, который всю свою жизнь посвятил изучению музыки Россини, стал первым текстологом, указавшим на расхождения между партитурами «Севильского цирюльника», которые традиционно использовались в театрах всего мира, и автографом партитуры самогó композитора. Критическая редакция этой оперы, подготовленная им и изданная Фондом Россини в Пезаро в 1969 году, нашла настолько широкий отклик и прием в среде музыкантов и музыковедов, что стала краеугольным камнем ренессанса Россини в наши дни: это буквально перевернуло наши представления о музыке композитора и привело к возрождению на театральной сцене практически всего его оперного наследия. Это критическое издание – абсолютно первая ласточка по отношению к крупной итальянской опере – повлияло и на современные взгляды певцов и музыкантов в отношении исполнения классических оперных партитур вообще.

В соответствии с принципами деятельности маэстро Дзедды по подготовке певческих кадров, состав на это юбилейное исполнение «Севильского цирюльника» был сформирован им из наиболее перспективных и талантливых молодых исполнителей, в последние годы прошедших через кузницу Accademia Rossiniana, основанную маэстро в 1989 году в рамках Россиниевского оперного фестиваля (с момента основания Академии Альберто Дзедда является ее художественным руководителем). В числе отобранных им певцов – тенор из Южной Африки Саннибой Длaдла (Sunnyboy Dladla, Граф Альмавива), итальянский баритон Филиппо Фонтана (Filippo Fontana, Дон Бартоло), итальянская меццо-сопрано Чечилия Молинари (Cecilia Molinari, Розина), китайский баритон Юнпенг Ванг (Yunpeng Wang, Фигаро), грузинский бас Дмитрий Пхаладзе (Dimitri Pkhaladze, Дон Базилио) К ним присоединились также некоторые из лучших учеников Консерватории Россини: Джорджия Пачи (Giorgia Paci, Берта), Ли Шусинь (Li Shuxin, Фьорелло), Джузеппе Ламичела (Giuseppe Lamicela, Амброджо) и Сюэ Тао (Xue Tao, Офицер).

Непререкаемый авторитет в мире музыки, Альберто Дзедда продолжает оставаться последовательным проводником и пропагандистом творчества Россини во всем мире. Имена певцов, отобранных им для праздничного исполнения «Севильского цирюльника» в Пезаро и составивших пеструю интернациональную команду, для широкой публики пока абсолютно не слуху, но кто знает: возможно, с легкой руки дирижера это исполнение и даст осязаемый импульс их будущей карьере. К сожалению, свидетелями музыкального торжества в Пезаро нам стать не довелось, но остается надеяться, что концерт всё же записывали и что когда-нибудь и где-нибудь он случайно всплывет на «поверхности океана» под названием Интернет, в котором порой можно найти многое из того, о чем даже зачастую и не подозреваешь…

реклама