Предновогодние рапсодии и посланцы стана Тамерлана

Предновогодняя Москва с её суетой и привычное оживление возле Концертного зала им. П. Чайковского. Афиши с топовыми музыкальными именами и региональный оркестр. Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан и Денис Мацуев подарили москвичам потрясающий вечер, когда драйв переливался через край.

«ПЛАЧУ ТЫСЯЧУ, ТОЛЬКО ПУСТИТЕ!»

Москва, где перед Новым годом не было снега, кажется, компенсировала его отсутствие фантастическим количеством иллюминации. Светилось, переливалось всё, что можно и, кажется, даже всё, что нельзя.

Театральная площадь сотрясалась от звуков «Лебединого озера», льющихся из невидимых динамиков,

а в одном из освещённых окон магазинчика вращалась игрушечная балерина, это была словно иллюстрация к музыке. Рождественская ярмарка заманивала засахаренными яблочками, орешками и зефиром, невесомыми пуховыми варежками, деревянными Дедами Морозами.

Здание ГУМа было убрано подобно павильону, в котором снимают нереальной красоты фильм. Никольская улица превратилась в сияющий коридор, где пахло свежими пирогами, кофе и корицей, а на деревьях возле исторического музея были развешаны красные шары — словно сказочные наливные яблоки. Каждый, кто попадал сюда, оказывался втянут в эту атмосферу надвигающегося праздника, этой суеты и подготовки к нему, которая, возможно, значит больше, чем само торжество.

А вот площадь Маяковского жила иной жизнью — более озабоченной.

Стоило только выйти из метро, как тебя окружала алчущая толпа и требовала, просила, умоляла о лишнем билетике. В Концертном зале им. Чайковского ГСО РТ и Денис Мацуев давали вечер рапсодий. Дирижировал Александр Сладковский.

Всё это выглядело, наверное, несколько необычным — рядом с афишами, приглашающими на концерты оркестров Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Владимира Федосеева, Юрия Башмета — афиша регионального оркестра. И супераншлаг. Не просто супераншлаг — сумасшествие.

«Пожалуйста, пожалуйста, пропустите меня, мне не нужно места, просто пропустите, тысячу заплачу», — умолял контролёра импозантного вида мужчина. Впрочем, «сидячие» билеты стоили намного дороже тысячи, но их уже давно не было в помине. Не было даже брони.

ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА С НАМИ

Программа предновогоднего концерта была составлена главным дирижером и художественным руководителем ГСО РТ Александром Сладковским из рапсодий, солировал большой друг казанских музыкантов Денис Мацуев.

Атмосфера праздника ощущалась во всём — в продававшихся в фойе стеклянных ёлочных игрушках — в Щелкунчиках, в убранной ёлочными гирляндами сцене, в каком-то особом приподнятом настроении маэстро, что было заметно сидящим в переполненном зале зрителям, едва Сладковский легко и изящно буквально выпорхнул на сцену.

Программа, составленная из элегантных рапсодий, была какой-то воздушной и праздничной,

оркестр, и это ощущалось в зале и передавалось зрителям, был настроен на некую легкомысленную волну, которая столь уместна в последние дни уходящего года. Впрочем, было понятно, что за лёгкостью игры оркестра, за артистичной манерой дирижирования Александра Сладковского, естественно, стояли длинные часы черновой работы.

Венгерская рапсодия Листа, Испанская рапсодия Мориса Равеля — таким было чудесное начало концерта, когда и музыканты, и дирижёр купались в музыке, демонстрируя и чувство меры, и темперамент.

Один только выход Дениса Мацуева на сцену уже вызвал аплодисменты зала. Рапсодия на тему Паганини Сергея Рахманинова, а затем и не очень часто исполняемые вариации Витольда Лютославского на тему 24-го каприса Паганини звучали ярко, образно, с определённой долей какой-то бесшабашной смелости.

Было видно, что и солист, и дирижёр, и оркестр прекрасно понимают друг друга,

и что этот триумвират — не случайное совпадение, а серьёзная творческая константа. Мацуев в последние годы часто выступает с ГСО РТ и Сладковским, поддерживая многие проекты казанского оркестра.

В финале второго отделения публику ждал своего рода сюрприз — Рапсодия в стиле блюз Джорджа Гершвина. На сцене появились контрабасист Андрей Иванов и барабанщик Александр Зингер. Так в аристократическое течение концерта вплелось немного джаза, немного импровизации. Впрочем, кто слушал Дениса Мацуева, тот знает, во что выливается это «немного»! Мацуев импровизировал от души, и маэстро словно «благословлял» его на эту вольность.

Финал концерта, возможно, был несколько неожиданным для московской публики

— оркестр исполнил один из самых топовых своих номеров, свою фишку – «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. Напор, страсть, опьянение от свободы, радость от возможности передать эти эмоции залу – вот что услышала публика в финале. Кстати, автор «Стана Тамерлана» был в зале и, похоже, остался весьма доволен услышанным.

Фото предоставлены пресс-службой ГСО РТ

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама