Презентация мультимедийного альбома «Федор Шаляпин» прошла в доме-музее великого русского певца. Его автор Михаил Соломатин посвятил проекту ни много ни мало семь лет, причем основной материал был собран практически уже в первый год, а дальше началась творческая, можно сказать, перфекционистская работа по доведению своего детища до совершенства. В итоге этот альбом уже сам по себе — произведение искусства. В наше время так работать стало немодно, но только подобного рода подход и достоин великого имени, коему посвящен этот действительно подвижнический труд.
Альбом способен поразить воображение не только объемом вошедшего в него материала, но и качеством проработки деталей, оригинальным дизайном и остроумно придуманным игровым интерфейсом (выражаясь компьютерным языком). Казалось бы, собрать воедино все имеющиеся записи Шаляпина — задача сама по себе не столь уж и хитрая. Но дело даже не только в том, что данное собрание на сегодняшний день является наиболее полным и включает в себя сто сорок четыре записи. Вопрос еще и в том, как все это подано. Записи можно прослушивать множеством различных способов. Можно не мудрствуя лукаво просто «кликнуть» по соответствующему названию из списка, листая его подряд или задавая поиск по автору или названию. Однако куда интереснее выбирать записи на виртуальной «полке» и составлять из них плей-лист, который отразится на экране монитора в виде афиши «Грандиозный концерт Ф.И.Шаляпина». То есть это фактически получается концерт Шаляпина по вашим заявкам.
Вдобавок можно параллельно следить по нотам (представлены сто с лишним произведений из репертуара великого певца), увеличивая их до любого удобного размера, а при желании и распечатав на принтере. Последнее относится также и ко всей библиотеке (более двадцати томов), к переписке, включающей 337 писем, к фотографиям, портретам и рисункам, коих здесь около трех тысяч.
На отдельном диске (всего их два) представлен Шаляпин на кинопленке. Наряду с хорошо известным всем «Дон Кихотом» здесь есть любительские съемки из частных коллекций, прежде не демонстрировавшиеся, и мало кому ведомая немая «Дочь Пскова» (по «Псковитянке» Римского-Корсакова), где можно увидеть Шаляпина в роли Ивана Грозного. Фрагменты этой последней автор альбома чудом обнаружил едва ли не на свалке, самостоятельно отреставрировал и смонтировал.
«Работать было сложно, интересно и... горько, — рассказывает Михаил Соломатин. — Горько от понимания трагичности судьбы этого русского гения. Трагична его любовь с Россией: сначала давились за билетами; затем звание „первого народного“ дали; потом отняли звание вместе с гражданством; со временем вернули звание и перезахоронили прах, — что мы только с ним ни делали, только не знали и не понимали, а главное — не унаследовали того, что он нам оставил. Так что, по большому счету, Шаляпин все еще не вернулся на Родину».
Максим Дмитриев