Московский международный дом музыки, Камерный зал. 19 ноября, 19:00, 2015 г.
Большой фестиваль к юбилею маэстро Александра Журбина «Всё к лучшему…» проходит в Москве с октября 2015 года. В его рамках — симфонические и камерные концерты в Доме музыки, премьера оперы «Мелкий бес» в Камерном театре им. Б. Покровского, мюзикла «Недоросль» в Детском музыкальном театре и рок-оперы «Орфей и Эвридика» в театре «У Никитских ворот», концерт музыки для детей. И, конечно же, прозвучат эстрадные и киношлягеры композитора в концерте «Легкая музыка для серьезных людей» (3 декабря, Светлановский зал Дома музыки).
19 ноября на сцене Камерного зала ММДМ пройдет один из самых изысканных концертов фестиваля. В нем прозвучит камерная и хоровая музыка маэстро. Многие сочинения в этот день столичная публика услышит впервые.
В программе — камерные симфонии № 2 и № 3 (последняя — московская премьера), хоры а капелла на стихи поэта XVIII века Александра Сумарокова, «Хор девушек» из оперы «Луна и детектив», хор «Сплетни» из оперы «Анна К.» (прозвучит впервые).
В финале концерта состоится мировая премьера сценической кантаты «Крысолов» по одноименной поэме Марины Цветаевой. «Вот это мое произведение я мечтаю услышать со сцены… — рассказывает Александр Журбин. — Это, пожалуй, был мой первый опыт такого своеобразного музыкального театра. Нет, здесь нет ролей и персонажей, но зато есть сквозной сюжет, есть завязка, кульминация и трагическая развязка. Кажется, я постарался и написал хорошую партитуру, и хорошую хоровую аранжировку, все-таки я уже учился в Институте Гнесиных, по композиции у Н. Пейко, по оркестровке у А. Хачатуряна и по полифонии у Г. Литинского».
Исполнители:
Государственный академический русский хор им. А.В. Свешникова (художественный руководитель Евгений Волков)
Дирижёр – Александр Топлов
Московский камерный оркестр «MUSICA VIVA» (художественный руководитель Александр Рудин)
За дирижерским пультом – Владимир Понькин (Народный артист России, Главный дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера» под управлением Дмитрия Бертмана и художественный руководитель и главный дирижер Кубанского симфонического оркестра, а также заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова).
СИМФОНИЯ №2 (SINFONIA GIOCOSA) в 4-х частях (op. 30).
На сегодняшний день — самое успешное сочинение для симфонического оркестра А. Журбина. Симфония была исполнена не менее 10 раз в России (дирижеры - Вахтанг Жордания, Эдуард Серов, Эдуард Чивжель и др.), звучала в Израиле, Франции и дважды в США, получила очень хорошие рецензии в прессе, а вот в Москве ее услышат впервые. Написана в 1970 году, в Краснодаре, где молодой композитор работал преподавателем музыки по распределению после учебы. «Вторая Симфония (Giocosa — означает веселая) получилась самым радостным и веселым из всех моих симфонических и камерных сочинений, — рассказывает композитор. — В ней традиционные четыре части: 1 — Сонатное Аллегро, 2 — Анданте, 3 — Скерцо, 4 — Финал. Но эта многократно использованная схема наполняется новым содержанием. Музыка там с виду легкая, простая, но она наполнена ярко выраженной полистилистикой. Начинается «а ля Шостакович», а потом вдруг – «чистый Моцарт». Вторая часть – «как бы Прокофьев», а потом вдруг что-то совсем сентиментально-балетное, с «дурацкими вставками» поперек гармонии. В третьей части сначала несутся пассажи струнных и деревянных, а в финале – что-то из «Итальянского Каприччио» Чайковского. Музыканты говорят, что играть эту симфонию — удовольствие. Это кстати, подтверждает и рецензия в одной из американских газет (г. Виктория, штат Техас): «Музыканты играли с видимым удовольствием, какое редко можно встретить при исполнении современной музыки».
ТРЕТЬЯ СИМФОНИЯ (SINFONIA ROMANTICA) в 3-х частях (op. 45)
Третья симфония, как считает сам автор, самое американское из сочинений. Она написана в 1995 г, в то время композитор жил в Америке познакомился с рядом американских композиторов Филипом Глассом, Стивом Райхом, часто слушал музыку Айвза, Хэнсона, Сэшенса, Кауэлла, Уильяма Шумана. Написать 3 симфонию композитора попросил дирижер Кристиан Ярви, поэтому состав оркестра обусловлен «Абсолют Ансамблем», которым тогда руководил Кристиан. Струнная группа, ударная группа, и три солиста - флейта, валторна, арфа.
«Уж не знаю, как это получилось, но что-то во время писания этой музыки со мной произошло, и я взошел на новую ступень понимания мира вообще, и музыкального мира в частности. Хотя музыка несложная, без особых технических ухищрений, очень благородная, консонатная, ритмически текущая просто и естественно. И при этом в ней есть какая-то сдвинутость, изысканность, она не примитивна, построена по какой-то формуле, мне самому неизвестной, но весьма тонкой и, не побоюсь этого слова, божественной. Что-то меня там — так композитор написал об этой симфонии в своей книге «Композитор, пишущий слова».
СЦЕНИЧЕСКАЯ КАНТАТА «КРЫСОЛОВ» ПО ПОЭМЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ
Поэма Марины Цветаевой основана на легенде о Гамельнском крысолове.
В городе Гамельне живут люди, для которых существуют только материальные ценности. Неожиданно в городе начинается нашествие крыс. Доведённый до отчаяния бургомистр объявляет, что тот, кто прогонит вредителей, станет мужем его дочери Греты. Неизвестный человек с дудочкой своей волшебной музыкой зачаровывает крыс, уводит их из города, и они тонут в реке. Однако, когда Крысолов просит руки Греты, бургомистр отказывает… На следующий день Крысолов своей дудочкой завораживает души всех гамельнских детей и Греты, и уводит их, как ранее крыс, в воду... Марина Цветаева говорила, что крысы в ее поэме - символ земных мелочных забот, бургомистр - быта, Грета - человеческой души, Крысолов - поэзии.
В кантате 5 частей:
1. Город Гамельн (рассказ о городе)
2. Напасть (на город Гамельн нападают крысы)
3. Увод (Флейтист уводит крыс из города)
4. В Ратуше (Флейтист приходит в ратушу, и требует в качестве вознаграждения за очистку города от крыс дочь бургомистра, но ему отказывают).
5. Детский рай (Флейтист собирает всех детей города Гамельна, и под его дудочку идут в сторону реки… и тонут в ней)
«В кантате все немного наивно, по-детски, но ведь там и главные герои — дети. Сама история ужасно музыкальна, удивительно что никто из великих не положил ее на музыку, — рассказывает маэстро. — Помню, я несколько раз играл это сочинение в разных домах. Это было смело, был 1968 год. Цветаева была хоть и издана, но под полузапретом. Ее не ставили в театрах, не читали со сцены, упоминание ее имени было неким паролем, по которому люди узнавали друг друга. Я считал, что мне нечего терять, и пел ее стихи в разных квартирах для разных людей. Впрочем, никаких особых последствий это не имело, никуда меня не вызывали, все обошлось. Это были, кстати, кажется, мои первые опыты вот такого показа своей музыки, когда я садился к роялю и своим хриплым голосом пел и играл за всех. Потом это стало моим «коронным номером», и до сих пор я это очень люблю делать...».
Belcanto.ru — информационный партнёр фестиваля.